?

Log in

No account? Create an account
ru_abandoned

Забытые в прошлом (ЧИТАЙТЕ ПРАВИЛА!)

Previous Entry Share Next Entry
Свято-Троицкая Церковь, село Кын-Завод
da vinchi
maghellan wrote in ru_abandoned


История села насчитывает более двух с половиной веков и непосредственно связана с горнозаводской цивилизацией, когда борьба за водные артерии Урала развернулась между крупными промышленниками – Демидовыми, Шуваловыми, Строгановыми. Первых двух река Кын, впадающая в Чусовую не привлекла, зато Строгановы выгоду увидели. Сначала появляется одна плотина, с временным интервалом – ещё три. Поблизости от водного пути обнаруживают месторождения руды, появляется железоделательный завод. Кстати в качестве кованого железа можно убедиться даже сегодня – оно до сих пор сохранилось на крыше заводских амбаров. Сами амбары, сложенные из плетника – кирпича ещё не было, вполне можно восстановить. В бывшем хлебном амбаре реально сделать гостиницу для приезжих.

Этому домику – 150 лет, бывшая заводская проходная.

Но несомненно гордостью села был и остаётся Свято-Троицкий храм. Первая деревянная церковь сгорела, вторую деревянную перевезли в ослянскую пристань, тогда Сергей Строганов на свои собственные средства строит каменный храм.

Благодаря активному участию управления культуры и властей – в храме сделали временную кровлю – сейчас по крайней мере он защищён от влаги, здание законсервировано и ждёт реконструкции. С храмом в селе связано уже не одна легенда, причём есть и совершенно свежие – говорят, одни слышали церковное пение в разрушенном храме, другие уверяют, что над зданием летал ангел.

Первую церковь в Кыну построили в 1779 году из дерева. в 1848-м во время пасхальной утренней службы она сгорела. В том же году поставили вторую деревянную церковь. В 1869-м её перевезли в д. Ослянская Пристань. Третья, каменная, строилась более десяти лет.

«...Снаружи здание имеет вид корабля. Верхний этаж занят церковью, а нижний - складами. Построен он на иждивение графа Сергея Строганова в 1865 году из кирпича. На храме - пять глав. Кресты, обитые белой жестью, укреплены на шарах с цепями до глав. Храм капитальною стеною делится на два: холодный - во имя Святые живоначальная Троицы - и теплый - во имя Введения в храм Пресвятые Богородицы. В 1898 году престол во имя Введения был упразднен, а на его месте поставлен памятник из серого мрамора с надписью и иконою храма и обнесен железною решеткою...».

Интересна архитектура здания. Центральную часть возводили в крестово-купольном стиле, а колокольню – в шатровом. Соединялись они крытой галереей, а позже – трапезной. Строгановы, знатоки и ценители русской церковной традиции, заказали проект в стиле 17 века. Архитектурные украшения лаконичны и уместны, «не мельчат». Церковь летит ввысь!

















С легкой руки писателя А. Иванова из публикации в публикацию пошли кочевать недостоверные сведения о Свято-Троицкой церкви. Например, что её построили в честь отмены крепостного права. Но его отменили при Александре II, в 1861 году, а церковь начали строить в 1849-м, при Николае I. На самом деле церковь возвели в честь живоначальной Троицы. Нет более высокого посвящения.







Последний колокол сняли в начале 80-х. По словам бывшего председателя сельсовета Л.Г. Клячина, он передал его в музей Соликамска (в то время не было другой возможности его сохранить).

Первые попытки восстановления церкви относятся к 1989 году. Летом в колхозе, в одной из бригад шабашников, подрабатывал священник Курганской епархии отец Александр. Он провел у стен храма молебен, организовал общину. Но Курганская епархия не дала согласия на его перевод в Кын, и он уехал к месту службы в Курганскую область.

Инициативу восстановления подхватил краевед В.В. Соломин. Верующие села создали церковную «десятку», зарегистрировали Кыновской приход. Открыли счет в банке и организовали сбор пожертвований на ремонт церкви. Их сумма достигала 15 тысяч рублей. Лысьвенский спортсмен Павел Чернобров, уроженец Кына, совершил агитационный переход Лысьва-Кын, чтобы обратить внимание народа и властей на храм. На просьбу кыновлян откликнулся директор ЛМЗ А.И. Клементьев - пожертвовал на кровлю несколько тонн железа, которое складировали в подвале под алтарем. Его хранительницей стала Т.А. Нечаева.

В Свердловске выполнили проект восстановления, часть металла ушла на его оплату. Прихожане обратились к Архиепископу Пермскому и Соликамскому Афанасию с просьбой дать в Кын священника. Но епархия испытывала в то время острую нехватку кадров.















Внутри сохранились фрагменты фресок. Вот выдержка из письма графа С.Г. Строганова управляющему Кыновским заводом: «Усольский иконописец Александр Мельников просит о предоставлении ему в новой каменной церкви постройку иконостаса, резьбу, позолоту и письмо икон.… О цене работ условьтесь с Мельниковым предварительно. Живопись должна быть в древнем византийском вкусе. Граф Сергей Строганов 19 апреля 1860 г.».















При церкви основали церковноприходское попечительство и церковно-приходскую школу. В 1897 году открылся приют для детей-сирот. По преданию, антиминс для храма прислал священномученик, архиепископ Пермский и Соликамский Андроник. О степени оцерковленности в 18-19 веках говорят названия гор, на которых раскинулся Кын: Троицкая – на ней была часовня в честь Святой Троицы, Успенская – с часовней в честь Успенья Богородицы (сейчас гора называется Мерзлой, но та скала, на которой раньше стояла часовня, так и называется «Часовней»), Ильинская – с часовней в честь Илии-пророка - на кладбище



А Свято-Троицкая церковь стала объектом политических игр. Каждый новый кандидат на пост главы Лысьвы или в депутаты щедро обещал восстановить её. Православные умилялись и голосовали «за». Но у народных избранников в очередной раз находились дела поважнее. В церкви тем временем по вечерам пьянствовала молодежь, а днем гуляла, спасаясь от жары, скотина.

Летом 2007 года по Чусовой сплавлялся православный молодежный отряд из Екатеринбурга. Его руководитель Александр Сандерсов предложил ребятам поработать в нашей церкви. К ним присоединились верующие Кына. Лесник И.Л. Югов пожертвовал пиломатериал. Работали с легким сердцем, усталость почувствовали, когда дело было сделано: очищены вход и алтарь, закрыт досками входной проем, убраны битый кирпич, мусор. Вскоре внутри здания установили поклонный крест. Теперь верующие могут помолиться здесь. Безобразия в церкви прекратились.



После гражданской войны Советская республика объявила войну религиям. В 1937 году храм в Кыну закрыли. Работники НКВД вывезли церковные ценности в Лысьву на телегах. Священнослужителей не репрессировали, они продолжали жить в Кыну и были похоронены здесь же. Может быть, их спасло то, что они отпевали и хоронили на церковном кладбище погибших красноармейцев. И сейчас живут в селе потомки последних служителей.

Вспоминает Валентина Степановна Амосова:
«Последними священниками были о. Николай Пьянков, о. Владимир Овчинников, о. Николай Конюхов, а псаломщиком - Степан Ракланов. После закрытия церкви все они остались в Кыну. в колхоз их не приняли, они жили своим хозяйством. Церковь закрыли в воскресенье. Народ собрался на молитву, а храм не открывают. Плач поднялся. Местный коммунист залез на колокольню и стал сбрасывать большой крест (коммунисты думали, что он полностью золотой, а он был только позолочен). Когда же сбросил его, то сам не удержался и упал вниз. Думали, разобьется насмерть, но он выжил, долго потом в больнице лежал. Прозвище получил - Крестолом. Колокола сбросили и увезли, оставили только одно маленькое колоколо, для пожарной сигнализации».





Перестройка в стране закончилась перестрелкой в Москве. СССР развалился, а денежки - тю-тю. Община осталась без средств. Снова просили владыку Афанасия прислать священника, и, наконец, в 1996 году нам дали батюшку – отца Алексея Чебакова. В домах прихожан было совершено несколько богослужений, а затем отец Алексей счел целесообразным перевести приход на станцию Кын, где администрация выделила пустующее здание детсада.

Обустройство потребовало больших трудов. неоценимую помощь оказали директор леспромхоза П.А. Штейников и его замы. Для верующих из Кына-завода Петр Андреевич каждое воскресенье присылал автобус, и приход у нас был общим – Свято-Троицким. Слабым местом здания была крыша, и отец Алексей спросил прихожан: не дадим ли мы железа на кровлю? Ответ был таков: «Ты - пастырь, мы – твое стадо. Железо было пожертвовано Богу, на Божье дело и возьми». Церковный дом на станции был наново перекрыт.

Служба там ведется более десяти лет. Не забыли и о церкви в Кыну-Заводе: своими силами разобрали завалы мусора, сбросили вниз остатки гнилой кровли. Спустя два года отца Алексея перевели в Камасино, в пригород Чусового. А нам прислали отца Александра. Он служил у нас менее года и указом владыки Афанасия был переведен на новое место.

В 1999 году к нам приехал отец Алексей Хамьянов. Его усилиями церковный дом на станции отремонтировали, община выросла, открылась воскресная школа. Центром приходской жизни была станция, а мы, жители Кына-завода, оказались на периферии. Есть в этом и наша вина: переложив на плечи молодого священника груз забот и решений, мы успокоились. В 2002 году отца Алексея перевели в Чайковский. С тех пор духовно окормляют Кыновской приход священники церкви Иоанна Богослова. Приезжают они, как правило, на двунадесятые праздники.






В здании церкви поочередно были цех ширпотреба, колхозный склад, а в обширном подвале - колхозная кузница. Литые плиты церковного пола и сейчас можно увидеть у порогов некоторых домов, использовались они и как печные плиты. Находились охотники до кирпича, но кладка затвердела в монолит: легче сломать, чем разобрать. А один кыновлянин перевез узорные решетки ограды… на кладбище, огородив место для могилы. Его могила сейчас заросла сорняками и давно уже никем не посещается. Старые люди говорят: все, кто разорял церковь, умерли плохой смертью, а их дети и внуки пошли кривой дорогой.

Фотографии 2007 года

promo ru_abandoned march 14, 2013 09:40 21
Buy for 500 tokens
Привет, сталкеры :))) Как ваши дела? Решил включить здесь промо-блок, чтобы вы могли рекламировать свои журналы. Стоит копейки, а сколько удовольствия! Ну, и раз пошла такая пьянка - добавляйте в друзья наших дорогих смотрителей: zizis и relax_action, они клёвые! Ну и…

  • 1
открывается только первая фотография(((

+1
Где фотке? Может картинки лежат в привате к примеру?

было именно так
исправил

прошу прощения
исправил

Зашибись! Букаф много, а картинке?

прошу прощения
исправил

классный пост, но лучше чтобы и картинки были

прошу прощения
исправил

где фотки-то???

...епархия испытывала в то время острую нехватку кадров.
Мы, конечно, не ипархия, но кадров нехватает и нам...

перепостил вашу фотку про растление

Пейзажи завораживают! :)

да, там потрясное место!!
одно из самых лучших на Чусовой

как-то язык не поворачивается ответить "пожалуйста", поэтому промолчу 8-)

я тоже промолчу :)

  • 1