
Как известно, Калининградсая область, субъект Россйской Федерации под номером 39, образовалась из восточной части поверженной в войне Пруссии. На вновь вошедших в состав СССР территориях началась ударная ассимиляция: со всей советской страны целыми семьями переселяются колхозники, пролетарии, служащие и военные, вытесняя местное население, переименовывая города и улицы. Очень скоро память об исконной принадлежности этих земель остаётся только в виде разнообразных артефактов - как правило, заброшенных.
Шлюз. Немцы очень любят строить каналы. Разумеется, их хлебом не корми, дай построить канал, шлюз и всякое такое. Довольно-таки болотистая территория Восточной Пруссии напичкана каналами по самое небалуйся.
Каналы в области весьма живописны, на Инстербургском, если не ошибаюсь, снимали фильм "Трое в лодке, не считая собаки". Вниманию зрителей предлагаются фотографические изображения шлюза Георгенфельде Мазурского канала.
С этой точки зрения весьма напоминает древний замок.
Средневековый канал был реконструирован в 30-х - 40-х годах, когда приобрёл несколько больших бетонных шлюзов. Однокамерный Георгенфельде - крупнейший из них; высота подъёма свыше 13 м.
С самой войны канал стоит заброшенным. Во-первых, он идёт из России в Польшу. Во-вторых, он слишком маленький, чтобы пропускать современные суда.
Общий вид шлюза со стороны нижнего бьефа. Суда проходили под мостом и попадали в шлюзовую камеру.
Чистое искусство.
Нижний бьеф; ворота. Ширина шлюза - всего 7,5 м.
Нетрудно заметить, что шлюз находится выше уровня земли. Воду удерживали мощные стены.
Погода нелётная...
Комната управления. Старое немецкое оборудование демонтировали в 70-х.
Окно с видом на зимний канал.
Лестница. Ведёт снизу вверх.
Причальный пал.
Деревянные быки сквозь ненастье. Ограждали вход в шлюз на верхнем бьефе.
Кирхи. Больше всего в области - заброшенных кирх и соборов. Оно и понятно: новые хозяева боролисть не только с чужой верой, но и с верой как таковой. Даже огромный кафедральный собор в Калининграде до последнего времени стоял пустой и заброшенный. Теперь его отремонтировали, отчего он стал похожим на дурно набитое чучело.
Фрагмент башни.
Дорога огибает ограду кладбища, раскинувшегося около кирхи.
Краевед
Старая кирха в Большаково (Кройцинген).
Дверь в молильный зал открыть непросто.
Время берёт своё.
Башня прекрасна как снаружи...
...так и внутри.
Центр города Железнодорожный (Гердауэн). Надобно отдельно подчеркнуть, что это не какая-то там охраняемая архитектурно-заповедная территория, а просто маленький кусочек маленького восточнопрусского городка.
Сквозь пелену дождя виднеется непременная кирха; ей лет пятьсот.
Средневековая улица. Только антенна на здании напоминает, в каком мы веке. И в какой стране.
Село. Заброшенное и забытое село Грюнхай в окрестностях города Гвардейска (Тапиау). Покрыто мхом и местной растительностью.
Местные жители любили распивать необременительные напитки.
В перерывах между распитиями местные жители строили бомбарики и прятались в них.
Играем в звонок в старом колодце.
В колодце обнаружился злой дух в запаянной бутылке.
Чьи-то кости.
Форт №2. Под Кёнигсбергом сохранилось несколько старых немецких фортов. Краеведческая экспедиция посетила один из них.
Внутри очень мило
Общая протяжённость ходов форта - несколько километров.
Некоторые из ходов подтоплены, а некоторые - затоплены совсем.
Местные жители потихоньку разбирают форт на стройматериалы и возводят из них своеобразного вида постройки.
"Берлинка". В конце 30-х годов началось строительство четырёхполосного автобана через всю Пруссию до Кёнигсберга. Проект предусматривал твёрдое бетонное покрытие, малые уклоны, большие радиусы поворотов, разделительную полосу, пересечения в разных уровнях. Немцы успели закончить первую очередь трассы: все развязки, две двухполосных насыпи и бетонное покрытие на одной из насыпей.
Во время войны эту стратегическую трассу основательно побомбили: разрушили мосты, путепроводы и развязки. А после войны так и бросили за ненадобностью: автобан, упираясь в колючую проволоку советско-польской границы, оказался дорогой вникуда. Воронки от авиабомб присыпали щебёнкой, кое-где залили асфальтом и использовали как дорогу местного значения до самого начала нового века. Среди местных жителей эта дорога-призрак получила название "Берлинка". В последние годы возросший грузооборот с Польшей вдохнул в трассу новую жизнь: на неиспользуемую насыпь накатывают новый асфальт и строят пограничный переход.
Одна из уцелевших развязок.
Дорожный указатель featuring путепровод featuring наша машина. На переднем плане - старый немецкий бетон.
Указатель крупным планом.
Трассу пересекает местная дорога; ей, не доросшей до бетона, приходится довольствоваться мостовой.
Путепровод сделан из стали: сборный железобетон тогда ещё не получил распространения.
Опора путепровода. Думаю, он простоит ещё лет двести, если не случится новой войны.
Community Info