Для вылазки решил выбрать ДОТ №179. В него должен был быть свободный доступ. А сам ДОТ необычный — с подземными ходами (так называемая, «минная группа»), немаленький по размерам (учитывая подземелья). Тем более, что несколько лет тому я уже пытался пробраться в этот ДОТ, но тогда не нашёл вход.
1. Подземелья ДОТа №179 впечатляют. Хотя по протяжности они наименьшие из всех «минных групп» КиУРа.

Полагаю, историческая справка не будет лишней. Киевский укрепрайон (КиУР) строился в период 1929-1941х гг. Сначала для защиты тогдашних границ СССР, а затем для обороны Киева от немецких захватчиков накануне Второй мировой (Великой Отечественной) войны. Укрепрайон состоял преимущественно из долговременных оборонительных точек. Всего было построено 246 ДОТов различных типов. Крупнейшими и необычными фортификационными сооружениями КиУРа являются «минные группы» — несколько ДОТов или оголовков, соединенных между собой подземными ходами и имеющими отдалённые входы. Среди таких «мин» — ДОТы №401, 205 и 179. Наибольший среди них — 401й, облазил в 2016м. А 179й ДОТ является наименьшей «минной группой». Длина подземных галерей всего лишь 226 м. (401го — 510 м.). Вызвало удивление, что эта «минная группа» состояла из одного ДОТа. Но дело в том, что оказывается, планировалась установка артиллерийского наблюдательного пункта (хотя его так и не построили).
«Мину» №179 построили в 1930 году. Наземный ДОТ стандартного типа, «М1», трехамбразурный одноэтажный. Вписан в холм древнего городища. Разрушенный в результате подрыва. Нижний уровень с потернами индивидуальной планировки, залегает на глубине 7-8,5 метров (по разным данным) — уцелел. Был рассчитан на гарнизон из 11 человек. В 1941 году ДОТ №179 принимал участие в защите Киева и держал оборону 73 дня.
У этой оборонной точки ежегодно происходят военно-исторические реконструкции. А в 2013 ДОТ был расчищен энтузиастами и музеифицирован. Но не выдержал наплыва дестройщикив и поэтому сейчас он доступен и для самостоятельного исследования. Учитывая, что сам ДОТ разрушен, а длина потерн наименьшая среди всех «минных групп», не рассчитывал что увиденное меня поразит. Однако 179й ДОТ оказался очень интересным.
2. ДОТ №179 расположен в Виты-Почтовой. Места для меня не новые. Но одно дело — проезжать мимо на автомобиле или маршрутке — и совсем другие ощущения: пройтись пешком. Виды те же, но восприятие другое. Ну а указатель возле остановки не дал заблудиться.

3. Как только вышел к леску, заметил таблички.

4. Как этот ДОТ только не называют: и 179, и 211 (благодаря неправильной трактовке карты), и №100. Ещё и бункер! На самом деле это ДОТ №179. И вовсе не бункер — а так называемая «минная группа».

5. Основной и запасные выходы из ДОТа №179.

6. Возле входа остановилась семья с ребёнком. Ну а, после попытки пробраться в подземелья, решил сначала обойти наземную часть.

7. Перед холмом установлен государственный флаг.

8. Также у подножия ДОТ сде5лали скамьи и установили бетонные ДЗОТы, которые в 2013м были возле ДОТа №401.

9. К сожалению, реконструкторы забыли убрать декорации, перекрывающие ДОТ.

10. Хотя, чем там портить вид?! Наземный оголовок итак разрушенный.

11. Остался только пол с входом на нижний, подземный уровень.

12. Верхушку ДОТа просто сорвало.

13. У ДОТа было много людей, которые набирали воду из источника. Поэтому я решил второй раз за эту вылазку пройти в подземные потерны. Поскольку не додумался загрузить карту ходов, пришлось гуглить на месте. Хорошо, что со смартфона можно зайти в интернет.

14. Схема ДОТа №179 для наглядности. Автор — Андрей Кулик. Схема с сайта https://relicfinder.io.ua/s421349/vosstanavlivaya_doty_-_my_sohranyaem_istoriyu .

15. Вход к ДОТу раскопали и обустроили.

16. Входной блок типовой конструкции. Разве что чуть шире.

17. С амбразурой для прикрытия входа.

18. Передбанник зигзагообразной формы. Такой же, как и в 401м ДОТе.

19. Толщина стен впечатляет!

20. Проход делает зигзаг и получается как раз напротив входа, который отделялся дверью. Дверные петли каким-то чудом уцелели.

21. Не менее удивила уцелевшая бронезаслонка амбразуры. В 401м осталось только крепление.

22. Бронезаслинки не выдерживали попадания снарядов.

23. Современные музейные двери отделяют входной блок от подземных потерн.

24. Потерна привычной яйцевидной формы. Необычным было то, что за входным блоком обдало холодом и в воздухе стоял туман из влаги, который чуть не принял за паутину. Температура градусов на 10-15 ниже, чем на улице. В 401му ДОТе, кажется, был не такой резкий перепад.

25. Прямо тупик. А налево идет длинный сквозник с боковой нишей и главным коридором.

26. По сравнению с другими ДОТами сквозник просто гигантский.

27. Слева расположена первая ниша. Чуть дальше, справа — главный коридор.

28. Перекрёсток с главным коридором.

29. Потерна-сквозник заканчивается тупиком, в котором стоял стенд с фотографиями по расчистке ДОТа.

30. Сбоку от сквозника — аварийный выход.

31. Главный коридор.

32. Он интересен, чем сквозник, так как состоит из боковых ниш, ответвлений и каскада перегородок с дверьми.

33. Сразу за перегородкой-дверью с обеих сторон — ниши для оружия.

34. Ещё одни двери.

35. Далее, почти сразу, был перекрёсток с длинной нишей с перегородкой.

36. А слева — длинный коридор с нишами и ответвлениями-потернами.

37. Для лучшей передачи окружающей обстановки пришлось делать вертикальные фото и прижимать камеру к стене, стараясь не светить вспышкой в глаза. Можете сравнить с предыдущим фото — коридор тот же.

38. Далее идёт ещё одна перегородка. Зачем их так много?

39. Заканчивается левая боковая потерна двумя боковыми ответвлениями, одно из которых засыпано песком.

40. А это, если не ошибаюсь, боковое ответвление в другую сторону (противоположную завалу).

41. Возвращаюсь к главной потерне. Которая без фотовспышки, в свете налобного фонаря, выглядит так.

42. На потолке видно место для ламп.

43. Опять перекрёсток (которое еле умудрился сфоткать нестандартно).

44. Главная потерна в свете фонаря.

45. А это главная потерна с нестандартного ракурса. В нише слева должна была быть артезианская скважина. Хм, ничего такого не заметил.

46. Следующий перекрёсток был последним в этой потерне, так как заканчивался тупиком. Слева был проход к параллельной потерне (также выполняющей роль главной, потому что она шла далее). А справа была галерея с перегородкой, заканчивающаяся скоб-трапом.

47. Скоб-трап.

48. Это шахта недостроенного наблюдательного пункта, который должен был накрыт бронеколпаком. Но перепрофилировался в аварийный выход на вершину холма. Высота шахты — 8,5 м.!

49. Далее, если не ошибаюсь (так в том лабиринте можно запутаться), параллельная главная потерна.

50. Вторая главная потерна также заканчивается нишей-тупиком. Надо поворачивать налево.

51. Боковая потерна, соединяющаяся с галереей в ДОТ.

52. На перекрёстке с коридором к ДОТу было небольшое подтопление. Пришлось вступить в лужу :)

53. Зато справа ждала последняя потерна, ведущая к самому ДОТу.

54. В конце коридора ожидал сюрприз.

55. Бронедвери! Большая редкость для ДОТов.

56. За 88 лет бронедвери проржавели. Но уцелели.

57. Потерна в в том месте повреждена. Объясняется это тем, что она заканчивалась подъемом в ДОТ, который разрушен.

58. Здесь высота шахты незначительная — где метра полтора. Выход в ДОТ перекрыт крышкой. С ДОТа его видно на 11й фотографии.

59. Вот и всё. На выход!

60. Лабиринты такие, что чуть не заблудился — и обратно пошёл по параллельной потерне.

61. Потерна, ведущая к входной группе.

62. На входе обдало горячим воздухом, а фотик сразу запотел. Поэтому запасной выход удалось сфоткать только так.

63. Запасной, эвакуационный выход.

Вот такой ДОТ №179. Несмотря на небольшую протяжённость потерн, подземные ходы разнообразны — с лабиринтами и множеством перегородок с дверьми.
Конечно, жаль что музейный ДОТ розвандалили. Ещё народ у нас такой, что любит сорить вокруг себя. Хотя и в заброшенности есть своя атмосфера, интереснее, чем в музейном виде.
А относительно дальнейших планов, то хотелось бы обойти и другие ДОТы КиУРа. Да видимо придется обходить самому :(
Community Info