Начнем мы с вами с самого начала, а именно с дореволюционной России. Самым крупным производителем оружия в дореволюционном Ижевске считался Петров Иван Федорович. Начинал он рабочим заточной мастерской Ижевского оружейного завода. Сколотив капитал, Петров в феврале 1867 года открыл в Заречной части поселка на ул. Пятая, собственное производство. Именно в эту фабрику мы сегодня с вами заглянем, а точнее я бы сказал в комплекс зданий, объеденных в одно помещение. Для удобства объяснения хочу предложить вам воспользоваться планом, но вынужден предупредить, что рисовал я его в пейнте, по памяти, через время после посещения, поэтому стопроцентно полагаться я бы на него не стал. Начинаем мы с вами со второго этажа.
Петров держал в Ижевске фабрику, пороховой склад, лавки, пять особняков, набитых картинами и хрусталём, имел магазины в Екатеринбурге, Омске, Нижнем Новгороде и на Кавказе. Петровская фабрика выпускала шомпольно-ударные (капсюльные) одноствольные и двуствольные ружья центрального боя. Их по достоинству оценили все охотники. Однако же основную прибыль приносила фирме перепродажа револьверов, закупаемых за границей.
Помещение под номером 1 по плану. Часть здания, построенная уже в советское время, справа можно увидеть окна старой фабрики, переделанные в шкафы.
Армейские винтовки систем Крнка и Бердан-2 переделывались и в гладкоствольные, и в нарезные ружья. Охотничья винтовка Крнка 32 и 24 калибров предназначалась для стрельбы крупного зверя: медведя, лося, кабана, моржа. Производилась также нарезная одностволка системы Веблея (с рычагом под скобой) с откидывающимся стволом. Курок находится в середине коробки, ствол стальной длиной 16 вершков (71 см), калибры 320 (8,13 мм) и 380 (9,7 мм) под легко пере снаряжаемые патроны, или под патроны Винчестера 25-20 и 32-20; все части каленые, под мрамор, ложе орехового дерева с пистолетной шейкой, цевье пружинное отъемное. Подъемный прицел рассчитан на бой на значительное расстояние.
По индивидуальным заказам Петров делал "уточницы" - дробовые ружья крупных калибров, восьмого и даже четвертого, а также шомполки с ударно-кремневыми замками для невзыскательных охотников и для приверженцев старины. В 1890-е гг. на фабрике трудилось до 230 человек. Производство было оснащено паровой машиной и паровым котлом. Ружей изготовлялось по 450-500 ежемесячно. До 1914 года на фабрике активно занимались переделкой иностранных образцов оружия, в частности военных винтовок системы Ремингтона, в 1910 г. появилось одноствольное ружье центрального боя системы Ивер-Джонсана. Петров хитро переманивал лучших мастеров, приглашая их к себе домой на разговенье. К свадьбе иным оружейникам дарил дом. Следил за техническими новациями, выписывал ружья и каталоги из-за рубежа, не гнушался постоять за верстаком.
Рабочий день на фабрике длился с семи утра и до семи вечера. Лишь малолетним дозволено приходить на час позже и уходить на час раньше. При выходе из фабрики все обязывались беспрекословно подвергать себя обыску сторожа. Расплата наскоро шла в определенный час в конторе, выйдешь из неё, претензий предъявить не сможешь. Штрафовали за отлучку без дозволения хозяина или курение табаку во дворах и мастерских, за не очистку своего места или станка, за нарушение тишины при работе...
Одна из причин быстрого обогащения ижевских капиталистов в том, что они льготно скупали у казенного завода полуфабрикаты, сырьё, бракованные детали. В погоне за прибылью Петровы, Березены, Евдокимовы готовы были связаться хоть с чёртом. Отсюда аресты, а обвинения фабрикантов к принадлежности к социалистическим партиям. За продажу оружия на Кавказ в 1899 году был арестован Березин. Весной 1906 года по подобному обвинению был арестован Петров В.И., а на следующий год - его отец, пославший в Тифлис 40 боевых винтовок под видом охотничьих ружей.
Старая часть здания, по плану под номером 2. Стенка справа раньше была крайней и в ней были сделаны окна, которые сейчас используют как шкафы.
В Ижевске Петров И.Ф. построил два храма - Покровскую и Успенскую церкви. Принимал активное участие во внутренней отделке храма Архангела Михаила, оплачивал оформление иконостаса Михайловского собора, заказывал и закупал церковную утварь и церковные принадлежности для этого храма.
Четверо сыновей основателя фирмы выезжали за границу перенимать новинки оружейного производства. Со временем Петровы открыли свои магазины в городах Урала, Сибири и даже Кавказа. Сын Ивана Федоровича, Василий Петров, построил первый в Ижевске родильный дом, а его жена, Анна Васильевна, стала попечительницей этого медицинского учреждения и женской гимназии. Фабрика Петрова В.И. располагалась на ул. Базарная, 35.
Ружья фабрики Петровых награждались медалями на российских выставках, а в 1907 году получили высокую оценку на европейской выставке в Брюсселе. Частное оружейное производство в Удмуртии было ликвидировано юридически 31 января (13 февраля) 1918 г., когда исполнительный комитет Ижевского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов санкционировал постановление общезаводского комитета о конфискации "... фабрик, имущества и капиталов Петрова И.Ф., Петрова В.И., Березина Н.И и Евдокимова А.Н."
В 1946 года в петровской фабрике разместилось главное головное конструкторское бюро мотопроизводства "Ижмаша".
Со становлением коммунистической власти, фабрика перестала принадлежать Петрову и отошла государству. В первое время в этом здании скорей всего продолжалось производство ружей, так как вся система была налажена и вносить какие-то изменения не имело смысла. В начале 30х годов прошлого века, в нашем городе началось строительство опытного мотоциклетного завода. Расположился он на базе охотничьих ружей Березина на улице Базарная. Т.е. не в этом здании, а в нагорной части ижевского поселка, на нынешней улице Максима горького.
В 1956 году, конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов, выделилась в специальное бюро. Предположительно именно в этот год в это здание переехало все проектирование. (Или все же в 1946году!? Источники расходятся в этих данных)
Здание конечно видоизменилось, добавились новые помещения. Хотя еще при оружейнике Петрове, здание перестраивали и достраивали. По всей видимости при наличии свободных средств Иван Федорович строил новые цеха. По этим архитектурным наложениям можно с легкостью отслеживать стили эпох, а также историю. Например, первые помещения фабрики были не очень большими, с небольшим количеством окон, со временем начинали строить более крупные помещения, и старались сделать как можно больше окон, чтоб было много света. В советское время так же старались увеличить проникновение света в помещение, но здание уже получилось в стиле конструктивизма.
Вернемся к производству мотоциклов. На втором этаже располагались конструктора и проектировщики, начальство и архив, библиотека и красный уголок. Тут же находилось бюро художественного конструирование. Именно здесь создавались всем известные мотоциклы Иж-Планета и ИЖ-Юпитер.
На первом этаже находилось производство. Тут собирали опытные образцы мотоциклов, отливали их запчасти, тестировали. Раньше был даже небольшой «музей», точнее просто стояли готовые образцы спроектированные в этом бюро. Еще в здании рядом находились испытательные лаборатории, где проводили эксперименты по модернизации двигателей, смешиванию горючего, и многое другое, туда мы с вами тоже заглянем, но в другом выпуске.
В начале 80х завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, со сборочным конвейером, он был рассчитан на выпуск четырёхсот пятидесяти тысяч мотоциклов в год. Расположился он на улице Телегина.
В 2008 году завод Ижмаш был признан банкротом. Но производство мотоциклов прекратилось еще до этого. Цеха конвейера ушли под аренду, а конструкторское бюро, находящееся в старом разваливающемся здании, оказалось никому не нужным. По бумагам, найденным внутри, в этом здании до 2005 года была какая-то деятельность, а значит оно уже более 10 лет стоит заброшенным и бесхозным. Но раньше оно находилось на территории завода, и никто туда не имел доступа. Сейчас же здание оказалось вынесено за территорию и больше никому не нужно. Соседские бомжи уже натоптали туда тропинку и тащат оттуда все что можно превратить в жидкий эквивалент. Хоть мы уже не единожды заколачивали вход, это мало помогает, и вполне возможно, что здание скоро ждет печальный финал. Обидно, что история нашего города в скором времени может быть потеряна навсегда.
А пока у нас есть возможность, мы с вами продолжаем изучать здание. Помещение номер 3 по плану.
По всей видимости тут располагался архив технической документации, хранили конструкторские разработки и чертежи мотоциклов. На плане это помещение под номером 4.
Коридор, по плану под номером 3. Изначально все это было одной большой комнатой, но в советское время сделали легкие перегородки, разбив пространство на раздельные кабинеты. Верх перегородок прозрачный, чтоб в светлое время суток коридор не нужно было освещать дополнительно.
Кабинет, по плану номер 5. Тут было найдено множество интересных "артефактов". Сейчас сложно определить кто тут находился раньше, даже набор вещей не поддаётся систематизации для определения назначения кабинета.
Несколько примечательных вещей, фотографии ветеранов, старый дисковый накопитель (не сфоткан) размером с пластинку объемом предположительно на 1 мегабайт, фотографии готовой продукции, а также фотографии с краш тестов автомобиля Иж Ода. Вот последнее оказалось весьма интересно, во-первых, производством данных машин занимался совсем другой завод, во-вторых, я до этого даже не думал, что эти автомобили проходили данные тесты.
Еще хотелось бы акцентировать внимание на несколько деталей предыдущих помещений. Кабинеты оказались наполнены всяческими мелочами, которые можно было бы разглядывать и разбирать часами. Хотя по большей части сейчас все это представляет лишь хлам. Помимо разработок, тут так же занимались изучением конкурентов, регулярно выписывали журналы и следили за мотомодой.
В следующем кабинете, под номером 6 по плану, нас ждал натюрморт. Пустая бутылка водки местного производства на фоне старого кульмана. Вот откуда местные разработчики черпали вдохновение.
Помещения с 8 по 12 не попали в мой объектив. В них нет окон и царит кромешная тьма, а штатива с собой не оказалось. К тому же ничего сильно интересного там не оказалось, и я решил, что лучше поснимаю всякие приборчики в кабинете под номером 7. З.ы. 11 и 12 это туалеты.
Тут была своя библиотека с красным уголком, сейчас же все книги отсюда вывезли, а скоро возможно и стеллажи вынесут. На плане это помещение под номером 13. Окна в этой комнате переделаны на более большие, таким образом увеличили количество света.
Удивительно то, что большая часть информации хранилась на бумажных носителях. В этом кабинете, было несколько шкафов с различными ГОСТами. На плане это комната 27.
Хотя тут конечно же были компьютеры...
Помимо разработки мотоциклов и их агрегатов, конструкторское бюро занималось составлением технической документации, руководства по эксплуатации и прочее. Этот отдел размещался в помещениях 23,24,25.
Обратите внимание на расположение окон в этом кабинете. Это не искажение объектива, они действительно находятся на разном уровне. Скорей всего очередная переделка, и судя по арочным окнам, дореволюционная.
Тут так же раскиданы руководства по эксплуатации. Может у кого-то было или есть такое же!?
Продолжаем изучение здания и переходим в старый коридор, по плану помещение под номером 29. Это часть фабрики ниже всей остальной почти на лестничный пролет, но только относительно второго этажа.
Один из кабинетов был почти весь завален старой радиоэлектроникой, похоже сюда ее стаскивали со все фабрики. На плане эта комната отмечена номером 17.
В смежной комнате нашлось несколько совсем неизвестных и непонятных агрегатов. Может кто-то в курсе их назначения!?
Это удалось определить, как лабораторные весы аналитические. Но по всей видимости они оказались чуть сломаны.
Следующий кабинет под номером 18 по плану. Тут когда-то сидел главный дизайнер ОАО «Ижевские мотоциклы» Владимир Савельев. На столе лежала интересная табличка которая гласила "Проект 36". Стало интересно что же это такое, но гугл упорно мне подсовывал новость о создание концерном Калашникова мотоцикла ИЖ Кортеж.
Именно здесь разрабатывался дизайн будущих мотоциклов. Бывшее бюро художественного конструирования. По плану номер 19.
Такое чувство что тут все еще сохранился некий творческий беспорядок. Хоть вещи и предметы хаотично разбросаны по комнате, но они складываются в некую идиллию заброшенного места.
И конечно же этот сейф! Я просто не мог пройти мимо, поэтому у меня очень много его фотографий. Я даже попытался его вынести, чтоб спасти и сохранить, в музей отдать, или еще куда. Но сейф оказался против, и не пошел со мной никуда, даже с места сдвигаться отказался.
Надеюсь я вас еще не сильно утомил. Предлагаю сделать небольшой перерыв на просмотр видео, и отправится на осмотр первого этажа.
Не все здешние лестницы ведут на первый этаж, как бы это странно не звучало. Большинство из них ведут сразу на улицу.
Оба этажа связывает только одна лестница, условно главная. На плане она отмечена как Лестница 2. Именно по ней мы спускаемся на производственный этаж.
Сначала предлагаю ознакомиться с планом. Он так же нарисован в пейнте по памяти. Планировка отличается от второго этажа, комнаты тут чуть просторнее и их больше.
Помещения тут оказались менее светлыми, окон мало, где-то они и вовсе заделаны. Цветовая гамма стен более темная, к тому же пол с отсутствующей плиткой. Все это сложило впечатление грязного промышленного цеха.
Комната под номером 16 и вовсе оказалась завалена неведомо чем. Смежные помещения сосем без окон, и там раньше находились небольшие материальные склады, по всей видимости для обслуживания производства и станков.
Несколько интересных вещей из кучи хлама.
В основном это формы для литья, мотоциклетные запчасти и агрегаты.
Помещение под номером 15. Больше всего оно напоминает гараж, кругом весят непонятные резинки, кругом разная смазка, и запах специфический.
В советские годы ИжМаш активно сотрудничал с ИжАвто, так же производились совместные разработки.
Помещение под номером 27.
Сразу чувствуется, что тут размещались не кабинеты бумагомарак, а мастерские настоящих мужиков, которые привыкли работать руками.
Одно из отделений занималось разработкой мотоциклетных шлемов, а возможно и другой защитной экипировкой. Тут уже чувствуется чуть более современный дух, и в хламе на полу начинают попадаться части из углепластика. Помещение под номером 12.
Что же спрятано в этом интересном ящике!?
Только боль и пустота((
По плану этот коридор отмечен номером 10. Хотелось бы обратить внимание на окна. По их виду можно понять, что здание очень старое. Еще что интересно, они находятся на уровне пола, а снаружи на уровне земли.
Тут хранилось много маленьких деталей, скорей всего это были различные резинки и сальники.
Первый этаж оказался менее интересным, помещения тут мало что сохранили в себе. Раньше в них собирали опытные образцы, отливали определенный части.
Интересная особенность обнаружилась в коридоре под номером 4. Стыковка эпох и стилей. Окна старой фабрики оружейника Петрова выходящие в производственное помещение завода ИжМаш. (Извиняюсь за качество фото)
Бывший склад. Раньше на этих полках лежали различные запчасти и детали, их выдавали мастерам для сборки опытных образцов.
Помещение под номером 1. Раньше именно здесь изготавливали детали, работали токари и стояли станки. Это был слесарный участок.
В соседнем помещение, под номером 2, производилась сборка и находился склад готовой продукции. Это был настоящий небольшой музей.
В этом же помещение проводили первые тесты и испытания. Из специальной выделенной комнаты можно было наблюдать за всей работой.
На этом пора бы заканчивать, я и так уже сильно затянул. Но место с очень богатой историей, и я не мог упустить ничего. Напоследок предлагаю вернуться на второй этаж, в комнату под номером 20. Эта часть здания оказалась единственной с ремонтом не от советского союза. Помимо прочего в кабинете очень много света и окон выходящих фактический на все стороны света. Я предположил, что именно тут раньше размещался кто-то наподобие главного конструктора.
На первом этаже осталось несколько комнат, вход в которые был найден чуть позже. Они оказались изолированными от основного здания и внешнего мира. Это 13, 14 и 18 по плану. Там разместилась зона отдых, небольшой гимнастический уголок, душевые, сауна, и даже бассейн. Но из-за отсутствия там света я даже не стал фотографировать. (зарекался уже, всегда носить с собой штатив)
Хотелось бы сказать свое мнение. Фабрика, здание, цех, дом. Он содержит в себе богатую историю, как дореволюционной России, так и советского союза. Оно интересно с архитектурной стороны, а также с культурной. Это память и легендарных конструкторских разработках, об ижевских мотоциклах. К сожалению, все это находится на грани уничтожения. Завод отделил от себя эту территорию, отказавшись от нерентабельного помещения, а городу нафиг ничего не надо. В данный момент здание представляет интерес только для местных бомжей, лагерь которых находится буквально в паре сотен метров. К сожалению, они уже натоптали туда тропу, а люди они лишенные культурных ценностей.
У меня все. Надеюсь вам было интересно.
Community Info