Латвийская Припять, некоторые так называют Ирбене, - возможно, но как-то несравнимо, ведь в Ирбене никто не погиб.
"Звездочка" - так это место называли раньше. Тоже можно, но все равно что-то не то.
В итоге решил, что не в названии суть, а в самом месте.

Многие совмещают Ирбене и "Звездочку" в одно понятие, это не совсем так.. Давайте же углубимся немного в историю и поймем, что есть что.
В 1967 году остро встает вопрос о космической разведке (хотя есть мысли, что данные станции следили не столько за космосом, сколько за НАТО), и на территории Курляндии решено построить одну из пятнадцати воинских частей, занимавшихся контролем космического пространства (СККП). В 1971 году 649 отдельный пункт разведки радиоизлучений космического пространства "Звезда" построен. Военным частям присвоено значение "в/ч 51429"/"в/ч 93364".
Именно эта станция разведки и называлась "Звезда" или ласково "Звездочка". На станции располагались 4 радиотелескопа:
- РТ-32 "Сатурн" диаметром 32 метра и высотой конструкции более 50 был построен в 1974 году (на данный момент 8 по величине в мире).
- РТ-16 "Плутон" диаметром 16 метров. На данные момент законсервирован.
- РТ-8 "Уран" диаметром 8 метров. Демонтирован в 1993 году российскими войсками и перевезен в Россию.
- Малая радиоантенна "Меркурий" (около 3м диаметром).
Фото с panoramio.com

В основном в городе жили военные, но Ирбене не был стандартной воинской частью - это был полноценный город для жизни.

Пятая рота в/ч 51429. Призыв 1986г.
Но в городе жили не только военные.
Дети в Ирбене.

Школьники на линейке в 1990 году.

Фото: Латвия, Вентспилс-8, военный городок "Звездочка"
С объявлением Независимости Латвией размещение иностранных войск было запрещено и в 22 июля 1994 году последние российские войска покинули Ирбене и "Звездочку". 2 года база стояла в полном запустении.
Māris Filks
С 1996 года образован Венспилсский международный радиоастрономический центр. Но финансирования не хватает, поэтому в работе только РТ-32, однако и она находится на реконструкции.
Что касается нашей истории, то меня всегда привлекали заброшки. И решив, что 600 километров не крюк, мы поехали посмотреть на "Звездочку" и Ирбене. О самой поездке я напишу в следующем посте, сегодня отдадим должное этому городу.
Город и "Звездочку" найти не сложно, но и не просто. По Гуглмапс нашли Ирбене и по трассе Колка-Вентспилс искали поворот. Указателей особо нет, но найти поворот можно. Далее около 500 метров по бетонке и въезжаем в город. Мы не останавливались и сразу поехали искать "Звездочку".

Вокруг полная разруха, непохоже, что идет реконструкция. Пусто, людей нет, охраны нет.

Размеры действительно впечатляют!




Локатор огромен!


Вокруг пустота и заброшенность. Хотя здание отштукатурено.

Локатор во всей красе.

Здесь, как я понял, стоял минилокатор диаметром 3 метра.

Вокруг лес и бетонка. Наша арендованная ласточка.

По лесу идут подземные хода от локаторов к штабу и непонятные вентиляционные шахты.

Лес очень красивый. Грибов - море!

Подъехали к РТ-16. Он сейчас законсервирован.


Ворота надежно закрыты от постороннего вмешательства ;)

Подо мной подземный тоннель к штабу.

Вдали, как я понял штаб в/ч.

Кое-где осталась колючка.

Здание штаба или казарм. Все указывает на то, что это было административное здание.

Очень красивая аллея. Как хорошо здесь, наверное, было.

Вход в здание.

Эхо эпохи. Герб еще остался, а доска почета канула в лету.


Стекла выбиты не везде.

Судя по всему здесь находился демонтированный РТ-8.

Фонарь пробивается через деревья.

Асфальт уже держится более 20 лет! Умели же строить.


Дорога от "штаба".

Удручающая и впечатляющая картина.

Ласточка на фоне какого-то здания. Кстати, в Латвии дико дорогой прокат авто. Но мы случайно нашли местный (как я понял "русский" прокат, где были очень приятные цены, правда фара одна не работала, но нам привычно ;))

Возвращаемся в Ирбене.

Очень печальная картина. Более того, по моим наблюдениям разрушений больше, чем в Припяти. Ну, оно и понятно, мародеров не пугает радиация.

Часть домов кирпичная, часть - панельная. Странно, ведь они строились в одно время.

Кое-где сохранились оконные рамы.


Типичный дом 80-х годов. Таких домов масса в России и Украине.

Кое-где дома более разрушенные. Хотя оконные рамы здесь более целые.


Растительность пробивается через перекрытия.



В общем, картина печальная.

Представляю, как около этого парадного гуляли мамы с колясками...

И здесь всегда горел свет...

Когда я делал эту фотографию, к нам подошел "стремного" вида мужчина и попросил закурить...

Мы ему дали сигарету, он попросил пачку, но реально не было.. И мне понравилась фраза от него: "Блин, нет налички, а ближайший банкомат в Вентспилсе". Банкомат е-мое... Вот она Европа!

Оказалось мужчина строитель, вернее сноситель. Много зданий уже уничтожено, в том числе магазин, часть школы и несколько домов. То есть, существует подрядчик, который целенаправленно сносит Ирбене. Причину наш новый знакомый озвучить не смог, но видимо кому-то не нравится заброшенный город.

Честно говоря, мне не понятно. Зачем тратить деньги на его снос? Сделайте туристическую фишку - наши граждане потянуться за ностальгией, а европейцы за острыми ощущениями! Устройте такой себе "военный музей". В конце концов - оставьте как есть! Зачем сносить заброшенный в лесах Курземского побережья город?

В общем, жаль, что очень скоро не будет этого подъезда, где мужики выходили покурить после просмотра хоккея....



В целом, впечатления от посещения Ирбене не однозначные. Вроде и интересно, и захватывающе, и в то же время печально. Если у вас есть свободный день и машина - рекомендую посетить это место, пока его до конца не снесли! Более того, ведь по дороге много интересных и красивых мест, но "это уже совсем другая история" (с).
Оставайтесь на связи!
Community Info