Дмитрий Николаев (gorotskop) wrote in ru_abandoned,
Дмитрий Николаев
gorotskop
ru_abandoned

Category:

Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод. Главный корпус



          Вроде есть у нас в Комсомольске-на-Амуре аккумуляторный завод. Убеждён, что сейчас спроси кого-нибудь - работает ли он сейчас или нет, то часть скажет "работает, конечно, а куда ж он денется", другая часть скажет, что "вроде слышал, что у него какие-то трудности сейчас, вроде обанкрочен". Вот так и со всеми остальными предприятиями. Пока не придёшь туда и не увидишь собственными глазами реальное положение дел, так и будешь думать, что все и всё на своих местах... Как бы не так! Я тоже слышал, что недавно аккумуляторный завод был признан банкротом и что его имущество продано за долги. Но до последнего не верилось, что такое крупное и сложное предприятие, поставлявшее свою продукцию на фронт ещё в годы войны можно ликвидировать просто, щёлкнув пальцами. Конечно мне всегда было интересно посмотреть на завод изнутри. Помня об банкротстве и видя многочисленные разноцветные тряпки-вывески офисов на заводоуправлении, выбрался я однажды на разведку. Ещё год назад обратил внимание, что вдоль улицы Кирова сломали забор, ограждавший территорию завода. С одной стороны это порадовало, потому что теперь была уверенность в абсолютно свободном проходе на территорию, а с другой очень огорчило, поскольку явно свидетельствовало о том, что теперь завод превратился в очередной бессмысленный набор нестандартных зданий, каждое из которых по отдельности уже перестало иметь смысл в существовании.

Захожу со стороны столовой по Кирова и сразу срезаю сквозь снесённый забор на территорию завода. Вокруг специфические заводские корпуса, уже "оприходованные" предпринимателями - здесь очередной мебельный магазин, здесь СТО, здесь упаковочная фирма, здесь склад, здесь ещё идёт ремонт... Южная часть территории завода уже вовсю освоена. Бывшие заводские цеха и корпуса обрели новую жизнь, одевшись в пластик и керамогранит и сверкают теперь яркими красками. А ведь прошло каких-то 4 или 5 лет. Ещё совсем недавно здесь ходили рабочие в касках и спецовке и защищали гордое звание "города-труженика"...
Двигаюсь к главному корпусу. Чем ближе к нему, тем больше признаков забытости и заброшенности. Всё больше висячих замков на дверях, всё мрачнее обшарпанные здания, всё обильнее окутаны растительностью старые цеха. Нет здесь больше жизни. Уже не пошлёт рабочий мастера к такой-то матери, не будет пытаться тихонько прошмыгнуть через проходную не совсем трезвый заводчанин. Вот и главный корпус. Официально он называется цехом ПСАБ - поточной сборки аккумуляторных батарей. Вообще здесь два цеха - №1 и №2. Расположен главный корпус сразу за заводоуправлением и представляет из себя огромное здание, объединяющее в себе штук 20 крупных производственных помещений и пристроенный к ним с северной стороны административно-бытовой корпус (не заводоуправление) - древнее неоштукатуренное здание из красного кирпича.

...В 1936 г. по постановлению Совета труда и обороны СССР в Комсомольске-на-Амуре приступили к строительству завода аккумуляторных морских батарей для нужд Тихоокеанского Флота. Первоначально завод планировали в виде одного цеха на территории судостроительного завода, но в Москве решили иначе - строить на отдельной территории. Основные цеха заложили в 1937 г. Окончательно рабочие проекты цехов подготовили в 1938 г. На общем фото территории 1938 г. уже присутствует готовая коробка главного корпуса, следовательно можно сделать вывод, что возведён главный корпус был ещё в 1938 году. Завод строили военные строители, но в 1941 г. они ушли на фронт. Так как будущая продукция завода была нужна фронту, то с дальнейшим строительством помогли городские предприятия, а с будущими кадрами - специалисты-подводники из блокадного Ленинграда, обучившие в Комсомольске будущих работников завода. Первыми его работниками были подростки и женщины. Первая партия аккумуляторов - типа 3СТ-80 сошла с конвейера 12 апреля 1942 года и сразу отправилась на фронт. В память об этом событии на проходной завода была установлена мемориальная доска. Сейчас её уже нет. Вроде слышал, что её передали в 2009 г. в краеведческий музей. А всего предприятий в городе, введённых в строй в годы ВОВ было 5. Теперь осталось 3 (КНПЗ, "Амурметалл", "Амурлитмаш", а ликвидированы сернокислотный и аккумуляторный).
С 1936 по 1961 гг. в связи с секретностью завод назывался п/я 364. В апреле 1961-го переименован в электротехнический (КАЭТЗ). Акционирован в 1993 г. В 2001 г. переименован в аккумуляторный (КнААЗ).

В 1980-х гг. планировалось перенести производство аккумуляторов из центра города на окраину - в пос. Таёжный. Конечно, не совсем так я себе это представлял... Сам завод-то из города убрали. Правда, не совсем традиционно - путём банкротства. А вот новый пока не построили.
До банкротства завод выпускал стартерные аккумуляторные батареи для всех видов транспорта, легковых машин, грузовиков, мотоциклов... Имел множество наград и знаков качества. Одним из заказчиков завода по-прежнему являлись Вооружённые силы. Кроме аккумуляторов, на заводе с 1997 года действовала линия по выпуску изделий из пластмасс - вёдер, тазиков и др. С 2013 г. в городе снова есть предприятие КнААЗ. Но это уже не аккумуляторный завод, а "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Гагарина". Был КнААПО - стал КнААЗ, "благо", старый КнААЗ к этому времени уже был успешно ликвидирован.

Ещё в начале 2000-х у Минобороны и МВД появилась задолженность перед заводом за поставленную продукцию. Это повлекло определённые финансовые трудности и как следствие остановку производства и невозможность выполнения дальнейших заказов... Закончилась история завода, кажется, в 2009 году. Дальше всё банально, если можно так выразиться. После банкротства - внешнее наблюдение, распродажа имущества и зданий всяким "бизнес-инвест-группам", выплата бывшим работникам долгов по зарплате. Заводоуправление теперь заполонено офисами. Забор с ул. Кирова снесён. Часть вспомогательных корпусов используется под оптовую и розничную торговлю, склады, гаражи, автосервис и прочую хламоту. Главный производственный корпус и некоторые другие заброшены. Оборудование и станки демонтированы и проданы. А в АБК главного корпуса почти всё осталось на том месте, в каком оставили примерно в 2009 году. Два этажа кабинетов с мебелью, шкафами, остатками оборудования, одеждой, специальной литературой, различными заводскими журналами учёта, плакатами, кучей разнообразных заводских атрибутов - всё развалено в беспорядке и покрыто хорошим слоем пыли. 70 лет была целая жизнь, люди каждый день ходили сюда на работу, завод развивался, обновлялся, расширял производство, строил планы, а потом по нему будто пронёсся вихрь, перевернувший всё вверх дном и похоронивший бесценных инженеров и специалистов под обломками советской империи. Теперь их опыт и знания в части производства аккумуляторов никому не нужны в нашем городе. В 2003 г. на заводе числилось порядка 600 работающих.

Когда я ходил по бывшему заводу, у меня создалось впечатление большой его похожести на Амурский судостроительный завод. Там тоже многие корпуса полузаброшены и законсервированы. Те же обшарпанные стены цехов. В строю только основные цеха. Так и кажется, пройдёт немного времени и постигнет та же участь и ЗЛК, "благо" все предпосылки к этому имеются... Аккумуляторный завод далеко не первый, кого постигло банкротство. Это только один пример для наглядности того, как не должно быть. Не так должны останавливаться производства. Не таким образом. Не навсегда. Не разграбливаться варварски. Не банкротиться искусственно. Не должно быть такого, что бы любой человек вот так пошёл и запросто облазил и обфотографировал комсомольский завод аккумуляторных батарей.

Кстати, с 1981 по 1986 гг. директором завода являлся недавний мэр Комсомольска-на-Амуре Владимир Петрович Михалёв. Как будто нехороший знак того, что через 23 года после его ухода, в 2037 году город станет таким же, как и прежнее возглавляемое им предприятие. Но будем надеяться на лучшее.

Ну а теперь покажу фотографии главного корпуса снаружи (10 штук), а затем и внутри - АБК - 2, 1, 3 этажи, цех ПСАБ.


1. Административно-бытовой корпус цеха ПСАБ. Справа на заднем плане виднеется заводоуправление.


2.


3. Вот такой барельеф украшает главный корпус. Не могу взять в толк кто, зачем и главное каким образом варварски вырвал кусок композиции из стены. Проход на территорию теперь хоть и свободный, но она по-прежнему охраняется.


4. Проезд между заводоуправлением и главным корпусом.


5. Главный корпус. Довоенные стены.


6.


7. Южный угол главного корпуса, выходящий на грузовую проходную.


8. Пристройка к главному корпусу с восточной стороны.


9. Читается "1981 г.".


10. Северный угол и АБК цеха ПСАБ.


11. Лестница в АБК цеха ПСАБ, 2 этаж.


12. Коридор 2-го этажа.


13.


14. Далее без комментариев.


15.


16. Самая крайная дата, которой были датированы записи в вообще любых помещениях завода - 2009 год.


17. Очевидно, кабинет гражданской обороны.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27. Кабинеты экономистов.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36. Зуботехнический кабинет.


37.


38.


39.


40. Учебный класс.


41.


42.


43.


44.


45.


46.


47.


48.


49.


50.


51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.


59.


60.


61.


62.


63. Спускаемся на 1-й этаж. Не совсем обычные лестничные пролёты - один длиннее, другой короче.


64.


65. Заброшенная химлаборатория на 1-м этаже.


66.


67.


68.


69. Другое помещение.


70.


71.


72.


73.


74. Шкаф.


75.


76. Так и не понял что это за помещение, похоже на склад, но из него выходит коридор в цеха.


77.


78.


79.


80. Третий этаж.


81.


82. Чердачное помещение.


83. С первого этажа АБК ведёт очень длинный коридор по центру вдоль всего главного корпуса.


84.


85.


86. Свет, проникающий из трубы освещает кусок, отвалившийся от неё.


87. Пошли по цехам.


88.


89.


90.


91.


92.


93.


94.


95.


96.


97.


98.


99.


100.


101.


102. А здесь всё вывезли ещё несколько лет назад.


103.


104.


105.


106.


107.


108.


109.


110.


111.


112.


113.


114.


115. Пожалуй, самое страшное помещение - это подвал. В подвале всегда страшно. И очень темно.


116. Подвальный "холл".


117. Чёрная дыра, идущая из подвального "холла" вдоль всего корпуса. На земле совершенно непонятная смесь. Коридор кончается ещё более узким коридором, по которому можно передвигаться только на четвереньках - в него я, естественно заползать не стал. В нём проложены электрокоммуникации.


118.


119. И напоследок вид с крыши главного корпуса на дома 51 и 53 по улице Кирова.


Это только фотографии из главного корпуса. Возможно в последующих постах выложу фотографии остальных корпусов, а также интерьеры 5-го цеха.

Спасибо за внимание.

Оригинал взят у gorotskop в Экскурсия на бывший аккумуляторный. Свободный рассказ и фотоотчёт из главного корпуса

Tags: Дальний Восток, Хабаровский край, заброшенное, заброшено, завод, заводы, индустриальное, подвалы, промзона, промышленность, разруха, цех, цеха
Subscribe

  • (no subject)

    Чего только не встретишь, путешествуя по Калининградской области. Кирхи, замки, шлюзы и вот очередная находка - бывший немецкий конезавод Zwion.…

  • Калининградская область: заброшенный военный аэродром "Северный"

    Развивая аэродромную тему в Калининградской области, начатую двумя днями ранее на заброшенном германском аэродроме Нойтиф в Балтийске, продолжаем…

  • Дом спорта в Балтийске

    Лето ушло,а фотографии остались.Вот немного разгреб.Может будет интересно прогуляться со мной по заброшенному дому спорта. 1. 2. 3. Пройдем…

promo ru_abandoned март 14, 2013 09:40 21
Buy for 500 tokens
Привет, сталкеры :))) Как ваши дела? Решил включить здесь промо-блок, чтобы вы могли рекламировать свои журналы. Стоит копейки, а сколько удовольствия! Ну, и раз пошла такая пьянка - добавляйте в друзья наших дорогих смотрителей: zizis и relax_action, они клёвые! Ну и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments