MakcOn (makcon) wrote in ru_abandoned,
MakcOn
makcon
ru_abandoned

Categories:

Церковь Михаила Архангела в селе Дергачи

   Забытые старые храмы, сколько вас уходящих в забвенье на просторах родимой Руси. Стоят сиротливо по окраинам сел, да иных уже нет и название весей не вспомнить, разве что подскажут старые карты об их былом существовании. Хотя выражение забытые здесь неуместно, ведь большинство из них стоит на виду, и увядающий храм, оградившейся полем бурьяна, для многих привычный сельский пейзаж. Стоят вместилища духа святого в разлуке со своим приходом. А бывает по другому, нет-нет да заметишь протоптанную к храму тропу, мало-мальский порядок, икону и оставленную кем-то свечу. И если у городов есть возможности на реставрацию, то селу, за редким исключением, изыскать средства на возрождение не под силу.



   Одну из летних поездок посветил посещению такой церкви. Километрах в пятидесяти от Самары, в Красноармейском районе стоит село Дергачи, именно здесь и расположена церковь Архангела Михаила. Некогда красивейший храм, построенный между 1900 и 1905 годами по проекту губернского архитектора Тадеуша Севериновича Хилинского, сейчас находится в запустении. Тем не менее, каким-то чудом в нем сохранилась фрагменты росписи, тетраморф - изображения четырех евангелистов с приписываемыми им символическими образами четырех апокалиптических существ.

   И так обо всём по порядку. Не смотря на пасмурное небо, грозившее в любую минуту разверзнутся проливным дождем, и без того долго откладываемую поездку решено более не переносить, а содержимое рюкзака дополнить дождевиком. Утренним рейсовым автобусом Самара – Пестравка доезжаю до села Каменный Брод, ну а далее предстояла пешая шестикилометровая прогулка до села Дергачи, где и расположена церковь.



   По пути открываются скромные, но по своему очаровательные пейзажи средней полосы, пленящие взор своим простором и простотой. Небо же было благосклонно, мрачная гряда свинцовых туч порой расступалась, и поля подсолнечника воспылали золотом под ласкающими их лучами солнца.



   И вот уже появилось село, сейчас оно представляет собой агломерацию из нескольких сел слившихся воедино это Колывань, Вязовый гай и Дергачи. На момент образования Самарской губернии как административно-территориальной единицы в 1851году эти села уже существовали и входили в состав Николаевского уезда, были казенными. Тогда, ещё не имеющая своего храма деревня Дергачи была самым небольшим из этих поселений, расположенная на реке Моче, ныне Чапаевке, на почтовом тракте «Уральск-Самара».



   Уже с дороги можно разглядеть возвышающуюся над сельскими дворами колокольню храма. Величественное сооружение с декором фасада, исполненным фигурной кирпичной кладкой, даже частично разрушенный храм не теряет своего обаяния. Умели ж создавать, торили зодчие во славу.



   Подходя к церкви, первое что привлекает внимание это высокая колокольня, её звонница лишена колоколов, когда-то разливающих благовест на всю округу, на ней давно уже нет венчающего её крова в виде пирамиды шатра, или луковичного купола. Но оформление фасада до сих пор чарует взор. Все эти арки, пилястры, фронтоны, создают единую устремленную вверх композицию.





   Крыльцо перед церковью - паперть, по всей видимости, было выполнено из дерева и до наших дней не сохранилось, как не сохранился деревянный настил пола в храме. Через высокий арочный портал захожу во внутреннее пространство. Оказавшись в притворе и осмотревшись, с удивлением обнаружил отсутствие лестницы ведущей в ярус звона, то есть её здесь и быть не могло, свод нижнего яруса был глухим. По правую и левую сторону в стенах располагались просторные дверные проемы, ведущие в северный и южный пристрои, они не сохранились, лишь от части уцелевшие фрагменты стен напоминают об их существовании. При обходе храма снаружи обнаружил на северной стене колокольни, в метрах семи от земли, портал ведущий в верхний ярус, лестница располагалась здесь в северном пристрое.





   Прохожу через светлую трапезную, роспись стен которой также не дошла до наших дней.





   Её цилиндрический свод частично разрушен, однако на окнах, выходящих по два на северную и южную стороны, сохранились кованные узорчатые решётки.





   Миновав трапезную, оказываешься в основном объеме храма. Четверик в плане, прорезанный просторными арочными проемами в половину ширины граней, создает ощущение воздушности, массивное сооружение словно воспаряет в воздухе, лишь слегка касаясь земли.



   Основной куб увенчан восьмигранным световым барабаном, свод разрушен и лишён, также как и колокольня, купола, но каким-то чудом в парусах сохранились изображения евангелистов. Четыре апостола Матфей, Марк, Лука и Иоанн, авторы четырёх канонических Евангелий, изображены с приписываемыми им существами, являющимися стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова, также они раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Христа в изложении евангелие авторов.



   Матфей и образ ангела символизирующего человеческую природу Спасителя, его воплощение.



   Лука, его Евангелие начинается с описания жертвоприношения в храме, совершаемого Захарией, представляет священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестную жертву, ему приписывают образ тельца.



   Марк изображён со львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Хреста, расторжение уз смерти и воскрешение.



   Иоанн и образ орла представляющего дар Святого Духа, носящегося над церковью, а также вознесение Господне.



   Это единственные элементы росписи, что сохранились.



   Два придела, примыкающих к основному объему храма, полностью разрушены, как и разрушена алтарная абсида с престолом в центре. Лишь очертания полукруга её основания угадывается по местами выступающим из грунта остаткам кирпичной кладки.



   Глубина алтаря главного престола и боковых приделов была равной, хоть те и были выполнены в ширину основного куба, в отличие от абсиды, полукружие которой не доходило до боковых граней.





   В совокупности объемов вытянутых вдоль оси восток-запад и поперечными выступами приделов, как основного куба, так и пристроев колокольни, храм представлял собой пространственный крест - символ креста Христова.





   Обходя храм снаружи можно увидеть тот самый дверной проем в стене колокольни, ниши в стене обозначают места расположения балок межэтажных перекрытий. Подняться наверх колокольни не представлялось возможным, лестница отсутствует, камень не устоял, куда уж дереву.



   Стены, выходящие на северную сторону, местами принялись мхом.



   Южная сторона.



   Из посетителей встретил лишь двух мальцов, не заметив меня пытавшихся раскурить сигарету, прячась от посторонних глаз в притворе и поспешивших удалиться, обнаружив, что находятся здесь не одни.



   Уходил под легкой моросью дождя, очарованный красотой, до сих пор сохранившейся даже в таком полуразрушенном состоянии церкви и грустью, что и этот образец духовно-культурного наследия вероятней всего вскоре уйдет в забвение.
   Дождь прекратился, как только вышел из села. А едва промокшая дорога на радость быстро просохла под теплым июльским воздухом. Однако промочить ноги я всё же умудрился, походив по ещё влажной траве в поисках кадров в память об этих местах.



   И вот уже на горизонте видна желтой точкой остановка и ещё одно место на карте стало чуточку родней.


Tags: Самарская область, архитектура, храм, церковь
Subscribe

promo ru_abandoned март 14, 2013 09:40 21
Buy for 500 tokens
Привет, сталкеры :))) Как ваши дела? Решил включить здесь промо-блок, чтобы вы могли рекламировать свои журналы. Стоит копейки, а сколько удовольствия! Ну, и раз пошла такая пьянка - добавляйте в друзья наших дорогих смотрителей: zizis и relax_action, они клёвые! Ну и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments