Денис Спирин (deni_spiri) wrote in ru_abandoned,
Денис Спирин
deni_spiri
ru_abandoned

Category:

Костромской Север



Наконец-то, спустя полгода простоя, мы совершили ещё одно мега-путешествие, сравнимое с Вологодской и Весьегонской поездками. На этот раз мы исколесили северную часть Костромской области, прошуршав колёсами почти что 2200 км. Побывав в десятках поселений с вековой историей, увидели массу преинтереснейших вещей. И хоть внешне архитектура здешнего края достаточно проста, её скромный облик с лихвой окупается колоритом окружения. А пасмурная погода придала ещё большую атмосферу мрачности и безысходности посещённых мест.
Итак, для начала представляю вашему вниманию обзорный пост длиною в 60 фоточек.



5:30 утра 1 ноября ознаменовалось нашим совместным с Катериной выездом из столицы РФ. Благодаря столь раннему выезду, в Кострому прибываем уже к началу одиннадцатого. Набиваем животы "полезными" бургерами, ими же затовариваемся на весь предстоящий день, ибо впереди ещё не одна сотня км до конечной точки. А поскольку темнеет в этот сезон рано, тратить время на поиск редких трапезных, мы попросту не могли себе позволить. Итак, первым объектом первого дня, отмеченным на карте, стал храм в местечке Спас-Пенье, что в 65 км от Костромы и уже в 400 от Москвы. Путь туда лёг через небольшой город Судиславль по трассе на Киров-Пермь.


Поскольку в ближайшем радиусе от храма каких-либо признаков жизни мы не заприметили, создавалось полное ощущение присутствия в глухом урочище. Множество же поваленных сухих деревьев придало ещё большую обречённость этому месту.
Итак, перед нами - церковь Преображения 1815 г. погоста Спаса-на-Пенье, получившего своё название по вырубке, где ещё оставались пни.


Через 80 км вполне сносной дороги останавливаемся в Кадые. Старинный город  Кадый был основан ещё в 1-й четверти 16 века, в период, когда на северовосточной окраине Московского государства создавался оборонительный рубеж для защиты от казанских татар. Сейчас Кадый - всего лишь посёлок городского типа, причём довольно-таки безликий. Позади монумента ВОВ, находится Николаевский храм 1811 года постройки.


Ещё через 45 км паркуемся на улицах Макарьева. Город Макарьев-на-Унже был основан в 1778 г. рядом с существовавшим с 1439-го Троице-Макарьевским монастырём. Данный Макарьев был назван по реке Унже, в отличие от Макарьева на Волге Нижегородской губернии. Городок небольшой, но весьма самобытный и крайне любопытный.
Судя по большому количеству каменных домов, в XIX столетии он явно был зажиточным и в какой-то степени процветающим.


Главная достопримечательность не только этого города, но и ближайшей округи - Троицкий Макарьев Унженский монастырь. В него зашли мы с опаской, боясь быть выгнанными служителями Церкви вон, как часто это бывает. Однако прогулялись по территории боль-мень спокойно и главное не зря.


Заглянув в главный Троицкий собор 1670 года, поразились количеству и качеству росписи. Огромное пространство собора полностью расписано живописью довольно-таки высокого уровня исполнения. Правда, долго полюбоваться нам не довелось - прибежала монахиня и так настойчиво стала звать нас поставить свечку, что её чрезмерное давление и торопливость "отпугнули" нас не только от данного мероприятия, но и от дальнейшего восторгания росписью.


Затянутое серыми тучами небо, короткий световой день и совсем нескоростные дороги предопределили наш маршрут и он оказался в сокращённом варианте от первоначально намеченного. В итоге половину запланированных на тот день деревушек так и не посетили, отдав приоритеты наиболее досягаемым местам. Но дали слово обязательно посетить эти края снова. В 16:30 останавливаемся в Старом городе, что в 22 км от Макарьева. Село Унжа до 1917 г. было более известно у жителей под названием Старый город. Первое упоминание о нём относится аж к 1218 г.


Село до сих пор крупное, весьма интересное, со множеством домов деревянной дореволюционной застройки. Старый город с крепостью располагался на том месте, где сейчас городище - два холма. На одном из них стоит церковь Макария Желтоводского 1822 года.


На втором - в углублении по центру холма в 1810 г. была выстроена Воскресенская соборная церковь.


На небольшому удалении от Унжи возвышается ещё более древний курган, где ранее располагалось село Вознесенское.
Сейчас в полном одиночестве стоит здесь церковь Вознесения 1777 года.


Темнеет настолько быстрыми темпами, что село Халбуж (Угоры) становится последним наспунктом, где успеваем засвидетельствовать ещё один памятник архитектуры. Им является Воскресенская церковь 1817 года. Стоит обратить внимание, подавляющее большинство местных храмов выстроено в начале XIX века, это объяснятеся тем, что славное время этого края относилось к совсем дремучим временам, а к началу 20 столетия тутошние сёла и города были не шибко богатыми.


Угоры (Халбуж) находились уже в 600 км от Москвы, а до финишной черты в лице города Кологрива нам ещё предстояло пилить свыше 100 км. Поскольку освещение дорог здесь идентичное 15 веку, а дорог - чуть лучше 19-го, то быстро мы не разгонялись. Дабы разнообразить поездочку в полной темноте, Катерина достала откуда-то некие светящиеся браслетики и начала ими размахивать, пританцовывая под музыку, и настолько отвлекла меня этим, что в кромешной тьме свернули в сторону Пыщуга. Чухнулись лишь проехав 18 км от нужного поворота на Кологрив. Но не беда. Само осознание, что мы забрались так далеко от Москоу, что впереди ещё масса приключений, придавало позитивный настрой на всё происходящее и в конце-концов к девяти вечера добрались до далёкого Кологрива. Прежде, чем заселиться в гостевом домике посёлка Верхняя Унжа, закупились вкусностями в городском мини-магазинчике, повстречав там сразу нескольких участников пробега "Полная Чухлома".


Утром следующего дня предпринимаем попытку покинуть посёлок и быстренько достичь деревни Екимцево, покуда туда не нагрянули чухломисты. В Екимцево пришуршали к девяти утра. И вот, мы на территории Кологривского техникума животноводства, в прошлом - низшее сельскохозяйственное училище им.Чижова. Сие монументальное и не лишённое красоты здание открыло свои двери для учащихся ещё в 1892 году. Почти сто лет училище выпускало аграриев, покуда в 1986 г. не было закрыто, а весь комплекс передан воинской части, строившей мост через Унжу (видимо, тот самый, через который мы и перебрались).


Ныне территория техникума выкуплена частным лицом и охраняется. Но при желании внутрь ещё можно попасть. Да только там кроме чугунной лестницы интересного почти что ничего нет. Точнее точно ничего нет.


Главное здание окружает целый комплекс как жилых так и хозяйственных строений. Реально атмосферное и мега-колоритное местечко. Которое в скором времени потеряет свою привлекательность. Из-за обилия интересностей гуляли там целых 1.5 часа.


Мероприятия второго дня включали в себя осомтр техникума, что мы уже выполнили, осмотр города и не близкая дорога до Галича с заездом в достойные внимания наспункты. Кологрив. Давно сюда хотела попасть Катерина. Да и мне этот город однозначно понравился. История Кологрива состоит из двух этапов. Первый - это история Старого Кологрива, что стоял выше на 33 км по реке Унже, и был крепостью. Второй этап связан с переносом его на новое место, в село Кичино; официально датой основания принято считать 1778 год.


Крайне примечательна здешняя школа, состоящая из двух зданий. В 1885 году к старому полукаменному дому пристроено новое двухэтажное, служившее женской прогимназией. Вообще история школы богата и разнообразна и об этом обязательно будет отдельный рассказ. Из фактов: на 1897 г. в городе было 24% мужчин и 48% женщин совсем не грамотными, а в прилегающих деревнях почти 90%. Обойти весь город нам конечно не удалось, ибо время поджимало, но и без того увидели немало.


Обломившись с "покушать в кафе" (едальных заведений тут всего два и те не работали), к полпервого закончиваем осмотр города и направляемся в сторону Галича. Да не тут-то было. По спутниковым картам якобы существует трасса, связывающая Мантурово и Галич, но ни одного указателя на этот путь мы так и не нашли, поэтому, помозговав и прикинув, свернули на деревню Рогово, несмотря на знак, указывающий на ожидающий нас там тупик. Достаточно долгое время была сверх ужасная дорога, точнее её полное отсутствие. И в нас уже закрались сомнения: "а доедем ли мы до Галича?". При той скорости это составило бы часов десять. Но нами двигало сильное желание увидеть, пожалуй, самый крутой Дом культуры.


Но худо-бедно через 8-10 км, съехав с плохой дороги, зашуршали уже по гравию в сторону Брантовки на языке местных, а на официальном - посёлок Октябрьский. И вот он - мегалитический Дом Культуры. И близко по своим масштабам и архитектурном решении ничего подобного не встречали.


Необычная планировка (концертный зал поставлен поперек главной оси здания), могучий портик-крыльцо да и сами колоссальные размеры, плюс что всё это из дерева производят сильное впечатление. Пока фотали, открылась дверь кочегарки и нас позвали внутрь испить чайку. Зашли, пообщались с местными товарищами, посетовавшими на доброе прошлое и худое настоящее. Разузнали про предстоящий путь в сторону пресловутого Галича. Оказалось, что нам предстоит потерпеть ещё с пяток км бездорожья, а опосля уже можно педальку и посильнее втопить.


Преодолев последний участок ям и колдобин, втопили наконец-то (но не сильно) в село Солтаново, известному с 1617 г, что недалече от реки Неи. Село довольно крупное, много старинных домов. Обусловлено это тем, что ранее здесь проходил старинный тракт, связывавший город Парфеньев со Старым городом.


Не удержусь и сделаю небольшое отступление: изучая историю, давно обратил внимание, что именитых фамилий в Российской империи было не так много, как кажется - то там, то здесь встречаются одни и те же знатные имена. И в отношении данных мест тоже самое. В Солтановской волости было несколько вотчин, которыми владели князья Мещерские и Оболенские. Вотчину княгини Мещерской, например, купила А.Ф. Грибоедова, мать А.С. Грибоедова. Решив скорее окупить новоприобретённое имение, Грибоедова обложила Солтановских крестьян высоким оброком. Крестьяне взбунтовались. Правительство направило сюда 650 солдат под командой генерала Гладкова... После этого прискорбного события Грибоедова своё имение продала княгине Долгоруковой.
А перед нами самое старое каменное здание этого района - Троицкая церковь 1790 года.




Через дорогу от села Солтаново расположилась деревенька Фатьяново с таким вот купеческим домом. Пообщавшись с местной жительницей, узнаём, что в советские годы в нём располагалась контора совхоза "Новая жизнь". Посетовала она нам об этом крупном хозяйстве, что были и хлеба свои и коровки и даже овцы. Что жизнь тут кипела и бурлила: пить да скучать было некогда.


Последним объектом в тот день, через 30 км от Неи, успеваем посетить ж/д станцию Николо-Полома со зданием вокзала начала XX века.


В итоге, преодолев от Кологрива 230 км, мы в конце-концов добрались и заселились в Галиче.
Утро третьего дня ознаменовалось подъёмом в шесть утра и выездом через полчаса в направлении города Солигалича. Через 115 км пути останавливаемся, ещё издалека сражённые видом огроменного здания на холме, неожиданно представшего перед нашим взором. Никак не ожидали увидеть здесь нечто подобное.


Ехали мы, конечно, сюда направлено, ибо рядом находится храм, а по карте я заприметил, что есть здесь местечко под названием Детский Дом им. В.И.Ленина, из чего сделал вывод о возможности нахождения этого детдома в дореволюционном здании и не ошибся. Правда, вид этого здания превзошёл все наши ожидания. Из-за этого мы и любим путешествовать, что вот так вот зачастую натыкаемся на малоизвестные заброшенные памятники архитектуры, коим и является эта богадельня 1905 года.




А рядом, в селе Верховье, расположен Николаевский храм 1776 года. Колокольня, безусловно, гораздо более позднего периода.


Далее поехали в урочище Высоко, но, проехав с несколько км, поняли, что мы не лесовоз и дорога нам туда закрыта. Не солоно нахлебавши, развернулись и покуда было ещё что посмотреть, направились за 60 км от этого места в Зашугомский край.
По пути довольно детально исследовали крупную деревню Бурдуково. Здесь также лучшие времена канули в лету. Здание Дома Культуры.


Заброшенная сельхоз-техника заброшенного льнозавода.


И застрахованные в пожарном обществе дореволюционные дома зажиточных сельчан.


До села с красивым названием Зашугомье добираемся, надо признать, с трудом. Небольшой участок, всего в 13 км, настолько был непроходим для нашей машины, что приходилось двигаться реально со скоростью не выше 10 км/ч, перекатываясь с кочки на кочку. Но это стоило того. В Зашугомье в недавнем прошлом проживало 200 человек, имелось три фермерских хозяйства. Сейчас осталось менее 30 жителей, множество брошенных домов, закрытые магазины и всё в духе, типичном для села нашего времени.


В селе, впервые упоминаемом в 1613 г., возвышается двухэтажная громадина Троицкой церкви 1800 года постройки.


Чтобы заснять данный иконостас мы с Катериной тряхнули стариной. Приложив немало усилий и стараний, рискуя сорвавшись вниз заработать себе не один перелом, через разрушенную кровлю трапезной забрались-таки на второй этаж.


Три по полудню. Берег реки Костромы. Вид на Солигалич.


Город Солигалич своим названием обязан соляным источникам, и в прошлом именовался как Соль Галицкая. Датой основания принято считать 1335 год. Окромя, действительно, уникальных деревянных торговых рядов 1840 г., смотреть в городе особо не на что. Разве что на пластиковые окна на каждом втором доме, окончательно испортивших его исторический облик. Одним словом, кроме нескольких старинных домов, Соль нам не приглянулась. Поэтому надолго не задержавшись, поспешили в далёкое село Коровье.


Преодолели 60 км, пять из которых снова были вне остсутсвия дорожного покрытия, из-за чего наша скорость снижалась до 15 км/ч. Тем не менее до темна успеваем побродить в старинном местечке Верхняя Пустынь, где уже в 14 веке был основан монастырь. Само село Коровье образовалось на месте монастырского коровьева двора, в 1628 г. оно упоминалось как Коровья Слобода. Всё-таки насколько же здесь древние поселения. Что не село, так возрастом в несколько столетий.


Тут, на краю села, возвышается громадина двухэтажного Соборо-Богородицкого храма 1797 года возведения. В нижнем храме ещё пару лет назад жили свинки.


На втором - остатки росписи и рама иконостаса.


Время всего 17:15, а темно как глубоким летним вечером. Пора двигать обратно в Галич на ночёвку. Завтра предстоял ещё один день костромских покатушек, оказавшийся не менее, а даже более богатым на всякие интересности.


Опять подъём в шесть утра и выезд в полседьмого. Была у меня одна мечта - посетить посёлок Плотина, что находится в труднодоступном месте. Побывали мы там летом, но проездом. В этот раз решили рискнуть добраться и побродить там неспеша. Как смогли мы доехать до Плотины до сих пор удивляюсь. Получилось это, видать, благодаря сильному желанию и благо земля промёрзла. В другое время вряд ли место было бы досигаемо для нас, ибо месяц назад там проложили "новую" дорогу со слов жителя села Лаврентьевского, после которого 12 км пилили чуть ли не час. Дорогу, действительно, проложили, только правильнее сказать разворотили. По ходу, в скором времени здесь будет производится вырубка леса, т.к. непосредственно до деревень "новая" дорога так и не дошла.


Мост с плотиной через реку Ножигу, разделющий деревню Ассорино с посёлком.




Трудно передать атмосферу данного поселения. Окружённые со всех сторон дремучим лесом здесь находятся несколько десятков брошенных как больших так и не очень домов. Была тут и школа, и клуб и прочее. Ещё до начала 1990-х в Плотине проживало почти 300 рабочих с семьями. Сейчас - 3 человека без семей.




В каждой кухонке окромя печки стоит четырёхкомфорочная газовая плита.


А этот автобус, наверняка, возил жителей в ближайший город Чухлому. На фото - единственный пассажир за последние 25 лет.


Получив мега-порцию эмоций от Плотины, прибавляем массу впечатлений от полностью вымершей деревни Митюково.


Дома здесь знатные, конца XIX - начала XX веков.


Далее решаем по наводке kopanga посетить старинную известную с 1536 года деревню Слуду.
Наверное, это был самый колоритный мост, увиденный нами когда-либо. Точнее их там два, один снесло в сторонку.


На высоком и крутом берегу реки Виги доживает свои последние годы деревня Слуда. Почти все слудские дома не то, чтобы шифером, даже рубероидом не крыты. А наличники как в музеях, только тут всё подлинное. Именно здесь стоит здоровенная домина, сразившая нас своим размером (на заглавном фото поста). Удивительно, конечно, даже при Советском  Союзе деревня с вековой историей жила, но, видать, совсем у нас пошло что-то не так, если за какие-то 10-15 лет судьба её оборвалась.




После Слуды для полноты картины решаем посетить посёлок Судай. В прошлом - город, основанный в начале 16 века на месте Идского городища - ещё более древнего селения. Перед нами Благовещенская церковь 1830 года постройки.


Но наиболее колоритные постройки ждали нас на окраине Судая - в деревне Буболино.




Последним объектом четвёртого дня, уже на обратном пути домой, заехали в урочище Воскресенье-Глазуново. Здешний Воскресенский храм был выстроен в 1791 году. Уф! Подустал писать. Пожалуй, на этом я закончу своё повествование. Тем более, что обо всех этих прелюбобытнейших местах в дальнейшем будут написаны более подробные краеведческие посты.


Итак, продолжение следует...
Tags: Костромская область, деревня, деревянный дом, храм, церковь
Subscribe

  • Руины кирхи Альменхаузен

    Поселок Каштаново, Правдинского городского округа Калининградской области, лежит в стороне от обычных туристических маршрутов. Но если вы каким-то…

  • Кирха Борхерсдорфа

    В путешествии по Калининградской области, во многих деревнях можно встретить прусские кирхи разной степени сохранности. На их фоне выделяется…

  • Заброшенная церковь Рождества Пресвятой Богородицы

    Недалеко от Ясногорска находится деревня Теляково, и как и в сотнях других деревень, там есть интересный архитектурный объект - Церковь Рождества…

promo ru_abandoned march 14, 2013 09:40 21
Buy for 500 tokens
Привет, сталкеры :))) Как ваши дела? Решил включить здесь промо-блок, чтобы вы могли рекламировать свои журналы. Стоит копейки, а сколько удовольствия! Ну, и раз пошла такая пьянка - добавляйте в друзья наших дорогих смотрителей: zizis и relax_action, они клёвые! Ну и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments

  • Руины кирхи Альменхаузен

    Поселок Каштаново, Правдинского городского округа Калининградской области, лежит в стороне от обычных туристических маршрутов. Но если вы каким-то…

  • Кирха Борхерсдорфа

    В путешествии по Калининградской области, во многих деревнях можно встретить прусские кирхи разной степени сохранности. На их фоне выделяется…

  • Заброшенная церковь Рождества Пресвятой Богородицы

    Недалеко от Ясногорска находится деревня Теляково, и как и в сотнях других деревень, там есть интересный архитектурный объект - Церковь Рождества…