Уютный бункер (technolirik) wrote in ru_abandoned,
Уютный бункер
technolirik
ru_abandoned

Category:

Robur Werke - руины автомобильной промышленности Циттау

В прошлых двух постах я детально рассказал о вековой истории автомобилестроения в Циттау. Сегодня заключительный пост, посвященный автомобильному производителю Phänomen / Robur, в котором я покажу заброшенную территорию завода и его исторические корпуса, где много десятилетий производили известные на всем постсоветском пространстве грузовики.





01. Завод Robur Werke находится в самом центре города Циттау. Его проходная выходит прямо на улицу, соединяющую центр города с вокзалом. Если вы приехали в Циттау поездом, пройти мимо завода не получится.



02. Административное здание завода и проходная не заброшены. Тут еще теплиться вялая жизнь, во дворике припаркован автомобиль, а за занавесками в окнах над проходной по вечерам горит лампа и видно мерцание от работающего телевизора.



03. На фасаде здания установлена мемориальная плита в память о народном антиправительственном восстании в июне 1953 года в ГДР. Предполагаю, что плита была установлена уже после объединения Германии, так как в официальной историографии ГДР и СССР события июня 1953 года толковались исключительно как "фашистский путч", произошедший при поддержке Западной Германии и США. Так что повесить такую табличку могли не раньше 1990 года.



04. В примыкающем к административному корпусу завода здании, расположился офис фирмы ABS Robur GmbH, которая была создана после ликвидации завода с целью помощи потерявшим работу людям найти свое место на рынке труда. В 1991 году после остановки производства работу потеряли 5389 человек. Фирма ABS Robur GmbH существует до сих пор и занимается различной деятельностью в непроизводственных сферах. Кроме того фирма собирает материал и реставрирует старые автомобили Phänomen / Robur для будущего музея.



05. Рядом с офисом ABS Robur GmbH вывешены объявления о поиске исторических документов, рекламных проспектов, презентационных материалов, фотографий и прочего для создания музея Robur а также музея расположенной рядом заброшенной пивоварни, которую постигла та же участь, что и завод Robur в 1991 году.



Завод расположен в центре города и занимает территорию в форме прямоугольника, с трех сторон окруженного обычными городскими улицами, а с южной стороны граничащего с заброшенным пивоварным заводом.



06. Начнем обзор завода со стороны городских улиц. Территория завода огорожена забором по периметру а окна на первых этажах заводских зданий закрыты решетками во избежание проникновения внутрь любопытных.



07. Но в одном месте часть забора отсутствует и сразу за ней находится густо заросший пустырь, пройдя вглубь которого можно обнаружить залаз внутрь одного из корпусов. Залаз находится на высоте, так что залезть через него можно, а вот вылезти обратно будет под силу только физически крепким ребятам.



08. С северной стороны расположен широкий въезд на территорию завода, перекрытый железными воротами. Полагаю, что через эти ворота на завод поставлялись материалы и комплектующие. Информация о Robur-Werke в немецком интернете более чем скудна, так что о предназначении тех или иных зданий можно лишь догадываться.



09. Так выглядит место с предыдущей фотографии зимой. Этот кадр был сделан в январе этого года. Внутри заводского дворика рядом с проходной припаркован грузовик, что говорит о том, что завод хоть и заброшен, но его территория периодически используется владельцем.



10. Один из немногочисленных исторических артефактов - надпись: "Наш вклад в двухлетний план". Выглядит довольно странно, ведь двухлетний план в истории ГДР был только одни раз - в 1949-1950 годах, затем страна перешла на пятилетки . Почему эту надпись не закрасили после 1950-го года - загадка.



11. Так выглядят заводские корпуса с северной стороны. Через дорогу находится железнодорожная насыпь с хозяйством узкоколейки Циттау.



12. А это уже западная сторона. Тут находятся еще одни ворота, через которые, предположительно, готовая продукция завода покидала предприятие. В этот заводской корпус мне удалось проникнуть, так что фотографии интерьеров будут ниже.



13. С улицы трудно не заметить рухнувшую крышу корпуса с предыдущей фотографии.



14. Бумажка на стекле предупреждает о том, что территория находится под видеонаблюдением. Тут как раз тот случай, когда в отсутствии нужды в охранной системе и денег на ее закупку, функцию охраны выполняют такие вот бумажки, расклеенные во многих местах как внутри завода, так и снаружи.



15. Вид на территорию завода через западные ворота. Хотя производство остановилось в 1991 году, ликвидация завода и демонтаж оборудования продолжались до 1998, после чего территория предприятия была полностью заброшена и на сегодняшний день выглядит так.



16. Завод состоит примерно из десятка корпусов. Определить время, когда был построен тот или иной корпус не представляется возможным. Информации в интернете об этом нет, так что можно лишь предполагать исходя из архитектурных стилей, характерных для того или иного времени.



17. Из истории предприятия известно, что в 1919 году 80% завода было уничтожено пожаром, так что самые старые здания наверняка датируются 1920-1923 годами, когда происходило восстановление завода. Полагаю, что этот корпус можно отнести к тому времени.



Из истории завода известно, что завод расширялся в 1935, 1938 и в 1942 годах благодаря военным заказам, так что часть корпусов могут быть датированы тем временем. Информации о расширении завода в послевоенное время я не нашел.

Территория предприятия по периметру огорожена забором, а так как завод находится в центре города и с трех сторон окружен городскими улицами, самый безопасный вариант проникновения внутрь - через территорию заброшенного пивзавода, куда можно проникнуть беспрепятственно. Оба завода разделяет натянутая железная сетка, но в одном месте опора сетки повалена на землю. Через это место мы и проникаем к цели.

18. Robur Werke расположен на уровень ниже пивзавода, так что после преодоления забора предстоит спуск с крутого холма вниз.



19. Первое заводское здание, в которое мы проникаем - двухэтажный производственный цех. Уже беглого взгляда на цех достаточно, чтобы понять, что внутри нас вряд ли ожидает множество артефактов.



20. Нижний этаж цеха. Чем именно тут занимались, уже не определить. Все оборудование демонтировано еще в процессе ликвидации предприятия в 1991-1998 годах.



21. Повсюду нас встречает лишь пустота и ветхость.



22. В этом корпусе есть и подвальное помещение но вода преградила нам путь к его осмотру.



23. Поднимаемся на второй этаж.



24. Единственное, что наиболее уцелело в этом цеху - это туалетные кабинки.



25.


26. Мы находимся внутри здания с исторической надписью про двухлетний план. Вдалеке видны решетчатые ворота, с обратной стороны которых были сделаны фотографии 08-10.



27. Выхожу на второй этаж данного заводского корпуса.



28. Весь второй этаж представляет собою сплошной производственный цех. Состояние его крайне аварийное, во многих местах уже обрушилась крыша.



29. Весь внешний вид этого корпуса говорит о том, что стоять ему осталось недолго. Еще парочка зим и крыша окончательно рухнет.



30. Интересного тут нет совершенно ничего. Демонтировано не только оборудование, но и все коммуникации. Остался лишь металлический каркас и бетонные стены с крышей.



31. Делаю парочку фотографий для истории и спускаюсь обратно на первый этаж.



32.


33. На первом этаже находиться куда как комфортней, чем на втором под аварийной крышей. Но смотреть тут нечего, так что идем дальше.



34. Территория завода отлично просматривается с расположенных поблизости пятиэтажных домов, так что мы старались как можно меньше времени проводить на открытых пространствах, чтобы не быть замеченными бдительными гражданами, которые могли бы вызвать полицию.



35. Спрятавшись в укрытом от посторонних взглядов месте, делаю несколько фотографий прилегающих заводских корпусов. Этот комплекс зданий, судя по архитектурному стилю, был построен в 1920-1923 годы во время восстановления завода после пожара, уничтожившего почти все производство.



36. Конструктивизм тогда был в тренде.



37. Еще один исторический корпус завода, время постройки которого по архитектурному стилю трудно определить.



38. Короткой перебежкой перемещаемся в соседнее здание.



39. Некоторые сооружения и постройки находятся в крайне плохом состоянии.



40. Внутри очередного корпуса та же картина, что и везде на заводе - пустота и разруха.



41. Тут мы обнаруживаем скромный исторический артефакт - доску с надписью "Phänomen откроет тебе красоту родины".
Автомобильный завод Phänomen лишь с 1957 года стал называться Robur, значит доска еще с Phänomen'анольного периода истории предприятия.



42. В соседнем помещении были обнаружены различные канистры и баночки с непонятными химическими веществами. Проверять, что там внутри не стали.



43. Полузатопленная лифтовая шахта.



44. Застрявший между первым и вторым этажом, грузовой лифт.



45. В этом корпусе тоже есть винтовая лестница идентичная подобной на фото 23, что свидетельствует о том, что оба корпуса сооружались в одно и то же время.



46. "Кислород" полон - сообщает табличка на стене одного из помещений.



47. По всей территории завода расклеены такие вот листки, сообщающие, что это частная территория и находиться на ней запрещено. Родители несут ответственность за своих детей.



48. Иногда встречались и такие вот листки, сообщающие о том, что территория находится под видеонаблюдением 24 часа в сутки. За всю прогулку по заводу, ни одной камеры нами замечено не было.



49. Лестница, ведущая на верхние этажи корпуса, что на фото 37, оказалась заперта на ключ. Так что наверх самого интересного здания на территории завода мы так и не попали, осмотреть удалось лишь первый этаж.



50. Яркая осень способна раскрасить в яркие краски даже самые мрачные индустриальные руины.



51. Еще один вид на знаменитую надпись.



52. Первый этаж здания, на верхние этажи которого у нас не получилось подняться. Что тут располагалось во время работы завода, теперь можно лишь гадать.



53. В соседнем помещении склад старой мебели. Была ли она тут изначально, или ее сюда принесли уже после того, как завод остановился - неизвестно.



54. Перемещаемся в следующий заводской корпус.



55. Предполагаю, что именно в этом цеху происходила финальная сборка автомобилей.



56. На мысли об этом наводит масштабность цеха и обилие пространства.



57. Через эти ворота готовая продукция завода своим ходом покидала цех.



58. Мы сейчас находимся в четырехэтажном здании, что на кадрах 11-13. На фото первый этаж.



59. Грузовой лифт, остановившийся навсегда.



60. По винтовой лестнице поднимаемся на второй этаж заводского корпуса. Тут та же картина, что и везде.



61. Третий этаж тоже не сильно отличается наполненостью.



62. Здание вычищено полностью.



63. Возвращаемся обратно на лестничную клетку и поднимаемся на последний четвертый этаж.



64. Наверху рухнула крыша и четвертый этаж представляет собою печальное зрелище.



65. Совершенно очевидно, что этому зданию осталось недолго жить. Еще несколько лет и перегородки между этажами начнут валиться одна за другой пока от здания не останутся лишь стены, которые однажды тоже снесут, когда кто-то выкупит эту территорию для постройки чего-то нового.



66. Спускаемся вниз по бетонной винтовой лестнице...



67. ...и покидаем этот четырехэтажный корпус, такой же пустой, как и остальные посещенные нами заводские здания.



68. На этом наша прогулка по руинам некогда знаменитого предприятия подходит к концу. Совершенно очевидно, что завод уже не ждет в будущем ничего кроме сноса, так что эти фотографии уже через пару лет могут стать историей. В лучшем случае уцелеет лишь одно - два административных здания, как память об автомобилестроительном Циттау.



В таких местах понимаешь насколько временно и ничтожно все, что ты любишь и ценишь. Основатель Phänomen Werke Густав Гиллер и его сын всю свою жизнь отдавали предприятию, оно было смыслом их жизни. Спустя всего какую-то сотню лет, то, что казалось будет жить и развиваться вечно, превратилось в руины, оставив после себя лишь шлейф истории, интересный узкому кругу любителей. А лет через десять-двадцать лет и руины останутся лишь на фотографиях.

Прошлые посты серии:

История автомобилестроения в Циттау. Часть 1: Phänomen
История автомобилестроения в Циттау. Часть 2: Robur

Tags: Германия, заброшенное, завод
Subscribe

  • Санаторий "Шахтёр"

    Завершив экспресс-знакомство с цхалтубскими заброшками в пансионате «Медея», мы воссоединились с товарищами, вернувшимися из пещеры Прометея, и стали…

  • Цхалтубо – город заброшенных санаториев

    Одним пунктом в нашем путешествии по Грузии в августе-сентябре 2017 года был город Цхалтубо, центр которого, судя по спутнику, представлял собой…

  • Заброшенный корпус пансионата "Гагрипш"

    Оригинал взят у yarkolp в Заброшенный корпус пансионата "Гагрипш" Верхний корпус пансионата «Гагрипш» является одной из самых колоритных…

promo ru_abandoned march 14, 2013 09:40 21
Buy for 500 tokens
Привет, сталкеры :))) Как ваши дела? Решил включить здесь промо-блок, чтобы вы могли рекламировать свои журналы. Стоит копейки, а сколько удовольствия! Ну, и раз пошла такая пьянка - добавляйте в друзья наших дорогих смотрителей: zizis и relax_action, они клёвые! Ну и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Санаторий "Шахтёр"

    Завершив экспресс-знакомство с цхалтубскими заброшками в пансионате «Медея», мы воссоединились с товарищами, вернувшимися из пещеры Прометея, и стали…

  • Цхалтубо – город заброшенных санаториев

    Одним пунктом в нашем путешествии по Грузии в августе-сентябре 2017 года был город Цхалтубо, центр которого, судя по спутнику, представлял собой…

  • Заброшенный корпус пансионата "Гагрипш"

    Оригинал взят у yarkolp в Заброшенный корпус пансионата "Гагрипш" Верхний корпус пансионата «Гагрипш» является одной из самых колоритных…