
Сегодня я хочу рассказать о тяжелых страницах в жизни Варшавы - сороковых годах XX века. Я много читал про оккупацию Варшавы гитлеровскими войсками, и вот теперь увидел все своими глазами.
Согласно нацистским законам, все еврейское население оккупированных городов подлежало переселению в гетто - особый район города, из которого нельзя было свободно выйти. Несколько кварталов и улиц в центрах городов ограждались где колючей проволокой, где - высокой кирпичной стеной, и во все жилые здания внутри периметра сгонялись все евреи со всего города. В дальнейшем евреев из гетто развозили в вагонах по лагерям смерти.
Сегодняшняя прогулка - по квартирам Варшавского гетто.
Для предотвращения мало-мальски организованного сопротивления и подавления здравых голосов, протестующих против гетто, нацисты выдумывали всякие пропагандистские штуки, для того чтобы объяснить "рациональность" такого подхода для обывателей. Конкретно в Варшаве распускали слухи о том, что евреи являются переносчиками инфекционных заболеваний, и изоляция их в гетто будет полезна для всех, в том числе и для самих евреев. В трамваях, курсирующих по центру города, нацисты расклеивали плакаты, изображающих "грязных жидов", разжигая массовую истерию у обывателей, многие из которых стали бояться подавать руку вчерашнему другу.
Гетто в Варшаве было достаточно обширным, но и очень маленьким одновременно - на нескольких кварталах в центре города, занимавших всего 4,5% от общей площади Варшавы, в ужасных условиях ютились около 440 тысяч человек - 37% от тогдашнего населения города. Почти все они были отправлены в печи Треблинки, а небольшая их часть, оставшаяся в живых к 1943 году, подняла в гетто героическое восстание - с пистолетами и бутылками с зажигательной смесью сражаясь против немецких самоходных орудий и элитных боевых частей войск СС.
В красивом и уютном центре Варшавы до сих пор стоит несколько зданий, на из стенах и водосточных трубах которых до сих пор видна копоть пожаров восстания, а внутри остались квартиры, в которых жили согнанные в гетто евреи.
02. Иду по кварталам в районах улицы Złota и Sienna - именно здесь располагались огороженные забором кварталы, куда согнали всех евреев. В стерильной и сверкающей современной Варшаве очень трудно представить, что все эти страшные вещи происходили прямо здесь, в двух шагах от стеклянных небоскребов "Варшава сити".
Почти все здания бывшего гетто сейчас заселены, в них продолжается жизнь.

03. На дорогах лежит аккуратная плитка, в палисадниках двориков и на балконах квартир растут красивые цветы. И вдруг среди всей этой идилли встречается нежилой дом, оставленный "как есть".

04. Фотографии не передадут всего впечатления, которое оставляют эти здания. Если коротко - то кажется, что все произошло буквально вчера. Двор-колодец глядит на посетителя пустыми окнами, на которых давно нет занавесок.

05. Светильник над входом в подъезд. "Вишни созрели уже", подумал я, нажимая на спуск фотоаппарата.

06. Стены здания хранят следы огня - его затронуло либо пламя огнеметчиков СС, подавлявших восстание в гетто, либо пожары общего восстания жителей Варшавы, произошедшего в 1944 году.

07. Окна. Семьдесят лет назад кто-то забыл закрыть форточку.

08. На некоторых окнах даже остались термометры, помогавшие узнать температуру на улице. Наверное, это было окно кухни.

09. Зайдем во дворик неподалеку. Старый полуразрушенный дом в бывшем гетто облюбовали редкие бездомные, а во дворике успели вырасти молодые клены.

10. Внутри - следы все тех же пожаров.

11. А вот в этом доме на территории бывшего гетто живут люди. Все квартиры заселены.

12. Подъезд самый обычный - правда, чуть погрязнее, чем "средний подъезд" в центре Варшавы.

13. И здесь тоже продолжается жизнь. Возможно что этот самый подвал когда-то обыскивало отделение автоматчиков СС в поисках укрывающихся от депортации в Треблинку евреев.

14. Лестница.

15. Гетто постоянно напоминает о себе среди мирных и современных кварталов города. То жуткими проемами черных окон в подворотне, вход в которую много лет назад заварили решеткой.

16. То полуистлевшими дверьми, что не открывались уже много десятков лет.

17. Или - фотографиями тех, кто нашел в этих стенах последний кров.

18. Давайте зайдем внутрь. Осторожно и тихо. Впрочем, мертвым мы уже не помешаем, а живые должны видеть все это и никогда больше не повторять.

19. Двор дома выглядит вот так. Часть окон на нижних этажах заложена блоками - это сделано относительно недавно, в рамках программы по консервации помещений.

20. Часть стекол выбита, часть окон - открыта настежь.

21. На одном из балконов осталась лежать выбитая дверь.

22. На другом - успело вырасти молодое деревце.

23. Двор здания зарос молоденькими кустиками, со стороны дома тянет запахом старой постройки - плесени и сырости.

24. Подъезд "черной" лестницы, что вела в кухню. Сковзь окно видны газосиликатные блоки, которыми заложили окна во время консервации здания - обратите внимание, что все окна закладывали снаружи.

25. Кухня. Вход в нее начинается сразу за лестницей.

26. Помещение относительно небольшое, с одним окном.

27. Двери стенных шкафов-кладовок возле кухни.

29. Внутри - трогательны деревянные полочки, заботливо сделанные чьей-то рукой сто лет назад. На одной из них остались какие-то дощечки, гвозди.

30. Боковое помещение возле кухни - в углу, судя по всему, остатки сломанной печки. Не знаю, кто и когда ее сломал.

31. Холл парадной части дома. Высота потолков - метра четыре с половиной, а в углу комнаты - еще одна сломанная печь.

32. Одна из комнат. За дверями балкона - все те же серые газосиликатные блоки консервации. На стенах видны лохмотья отпавшей от сырости краски.

33. Коридор.

34. Лепная розетка под потолком спальни.

35. Проходная комната с остатками печки. Квартира очень большая, но для тех десятков людей, что ютились здесь в начале сороковых, она была очень маленькой.

36. В некоторых помещениях на стенах остались следы какой-то копоти.

37. Темная комната.

38. Спальни. Под потолком даже остались старые карнизы, на которых когда-то висели занавески.

39.

40. Парадная лестница подъезда.

41. Если на фотоаппарате отключить вспышку, то лестница на фото будет выглядеть вот так. Здесь темно, сыро и до сих пор пахнет какой-то гарью.

42. Еще одно здание в центре города.

43. На балконе виды остатки давно истлевшего кресла, а от левой до правой стены до сих пор протянута веревочка, на которой когда-то сушилось белье. Рядом висит деревянная вешалка для костюма.

44 Сквозь плиты возле черных водосточных труб, помнящих пожар в гетто, пробивается летняя зелень...

45....После прогулки по квартирам гетто современная Варшава кажется каким-то далеким и несбыточным сном.

46. Словно это я сам сплю в углу старой квартиры за трехметровой кирпичной стеной, ожидая поездки в телячьем вагоне в неизвестность. И среди разбитых руин и пожаров я вижу сон о том, как когда-нибудь здесь будет все по-другому.

47. Люди сумеют справиться с нацизмом, и все будет хорошо.

48. Берегите мир.

Добавиться в друзья можно вот тут.
Когда горело гетто,
Варшава изумлялась
Четыре дня подряд.
И было столько треска,
И было столько света,
И люди говорили:
— Клопы горят.