Калининградского туриста не удивить руинами исторических зданий, но развалинам усадьбы "Надеждино" это воистину удалось. На окраине Пензенской области на берегу реки Сердоба пока ещё стоит каркас когда-то великолепного здания. Построили его в 1790-1795 году в стиле усадебного классицизма, автором проекта считается архитектор Джакомо Кваренги, но много исправлений внёс сам лучезарный князь Александр Борисович Куракин. Разрушил усадьбу пожар в 1922 году, но давайте уж обо всё по порядку. И поверьте, история интересная.
Земли на которых находится усадьба, были пожалованы в 1700 году Петром I князю Борису Ивановичу Куракину за особые заслуги перед Царем и Отечеством. Земли немаленькие - почти 25 тыс. га земель по берегам рек Хопёр и Сердоба с центром в селе Борисоглебское, переименованном впоследствии в Куракино. Князь был ближайшим сподвижником Петра I с самого детства и даже являлся свояком царю по своей первой жене Ксении Лопухиной. Но в свои земли он не наведывался и история усадьбы начинается уже от его правнука - князя Александра Борисовича Куракина.
1.
"Брильянтовый" князь Александр Борисович Куракин, а он был так прозван за любовь к великолепным нарядам и за колоссальные богатства, был очень дружен с с великим князем Павлом Петровичем, будущим императором Павлом I. Дружба эта была не очень понравилась матери Павла императрицы всероссийской Екатерины II. За это и, по слухам, за распространение в России шведских масонских лож в 1782 г. князь Куракин был выслан из Петербурга в своё имение. Тогда это было просто.
2.
Опальный князь прожил 14 (а по некоторым данным 15) лет в саратовской глуши. Стремясь переломить судьбу, своё имение, село Борисоглебское, он переименовывает в Надеждино и перепланировывает, перестраивает усадьбу для себя, пытаясь повторить убранство императорского двора. Но не сразу, строительство началось только в 1790 (по некоторым данным в 1792) году. Так он писал: "Я долго по неизвестной судьбе моей от сего строения удерживался. Наконец, сад мой и продолжающаяся одинаковость в моих обстоятельствах меня решили". Руководил строительством домашний архитектор Н. А. Телегин. Он и начинает возводить трёхэтажный дом с шестиколонным ионическим портиком, смотрящим в сторону реки.
3.
Достроили приблизительно в 1975 году. Теперь имение состояло из окруженного каменной оградой дома, двух полуциркульных фланкирующих флигеля и трехэтажного величавого дворца в глубине двора. За рекой Сердобой простирались луга, окаймленные рекой, и дальше, за лугами,- лес. У подножия откоса на берегу была устроена пристань с павильоном, к которому подходил серпантин - спуск от дворца до реки. Огромный каменный дом с торжественным портиком включал в себя около восьмидесяти комнат, облицованных разного цвета алебастровыми массами, и домовую церковь.
4.
С северной стороны дворца раскинулся обширный парк в английском стиле площадью более 100 гектаров, работы по разбивке которого шли в то же время, что и строительство самого архитектурного ансамбля. В нём были установлены павильоны-храмы Славы, Истины, Терпения и Вместилища чувствий вечных. В названиях аллей и просек европейская мода также переплетается с чувствами и затаенными надеждами хозяина-князя: дорожки Уединения, Преодолеваемых трудностей, просеки Милой тени, Ожидаемого благоденствия, Истинного разумения.
5.
Филипп Филиппович Вигель так описывал его жизнь в Надеждино: "В великолепном уединении своем сотворил он себе, наподобие посещенных им дворов, также нечто похожее на двор. Совершенно бедные дворяне за большую плату принимали у него должности главных дворцовых управителей, даже шталмейстеров и церемонимейстеров; потом секретарь, медик, капельмейстер, библиотекарь и множество любезников без должностей составляли свиту его и оживляли его пустыню. Всякий день, даже в будни, за столом гремела у него музыка, а по воскресным и праздничным дням были большие выходы; распределение времени, дела, как и забавы, все было подчинено строгому порядку и этикету. Изображения вел. кн. Павла Петровича находились у него во всех комнатах; в саду и роще там-сям встречались не весьма изящные памятники знаменитым друзьям и родственникам. Он наслаждался и мучился воспоминаниями Трианона и Марии Антуанетты, посвятил ей деревянный храм и назвал ее именем длинную, ведущую к нему аллею"
6.
Так ещё писали о его жизни: "Обширным штатом служащих дому, преимущественно, почти исключительно, иностранцев, всегда окружал себя кн. А. Б. Куракин; в деревне же он все поставил еще более на широкую ногу. Он жил открыто, хлебосольно; для гостей были составлены особые правила, имевшие целью предоставить каждому полную свободу и не стеснять и хозяина; два пункта гласили, между прочим, следующее: "Хозяин просит тех, кои могут пожаловать к нему на один, или на два, или на многие дни, чтоб, быв в его доме, почитали сами себя хозяевами, никак не помня о нем единственно в сем качестве; приказывали бы его людям все надобное для их услуги и, одним словом, распоряжались бы своим временем и своими упражнениями от самого утра, как каждый привык и как каждому угодно, отнюдь не снаравливаяся к провождению времени самого хозяина, который через то, с новою к ним благодарностью, получит всю свободу им предпринятое безостановочно и с продолжительным, тщанием выполнить. — Хозяин никогда не ужинает, но всякий день в девять часов вечера, будет у него ужин готов для всех прибывших к столу; и он, прося дозволения от оного всегда отлучаться, просит также своих случающихся гостей, несмотря на его отсутствие, за оный садиться и за оным самим хозяйничать". Надо, впрочем, сказать, что кн. А. Б. Куракин в уединении своем постоянно приобретал и книги и оставил отлично подобранную библиотеку."
7.
Сам надеждинский замок был обставлен великолепно. Стены украшали более двухсот полотен европейских мастеров. Среди вывезенной из Парижа мебели имелись даже предметы, принадлежавшие казненной королеве Марии-Антуанетте — в свое время А. Б. Куракин был лично ей представлен.
8.
Вид на реку был, да и есть, совершенно великолепный. Сразу становится понятно, почему князь Куракин выбрал это место для постройки дворца. Хозяин Надеждина так писал Павлу Петровичу в Гатчину: "Из своего окна я вижу речку, за ней озеро в две версты, село Александровское, деревни, вспаханные поля, равнины, пастбище, огромный лес. По этому наброску картины, которая ежедневно предстаёт перед моими глазами, Вы можете представить себе, что происходит во мне, и как я должен быть сейчас покоен и счастлив."
9.
Надо сказать, что в опале князь не скучал. Вобще, по одним источникам он был женат, но всё-таки большинство данных утверждают, что на это он так и не решился. Может потому, что состоял в Мальтийском ордене, члены которого давали обет безбрачия, может просто не хотел. Однако это не помешало ему стать отцом семидесяти (70!) незаконорожденных детей и основателем двух баронских династий - Вревских и Сердобиных.
10.
После смерти Екатерины II владелец усадьбы получил возможность вернуться в столицу, затем подолгу жил за границей в качестве полномочного посла. Своих крепостных мастеров он перебросил из Надеждина в тверское поместье Степановское-Волосово. После смерти старого князя имение отошло к его младшему брату Алексею, который также предпочитал Степановское отдалённому Надеждину и распорядился перевезти наиболее ценное имущество из пензенского имения в тверское.
11.
С 1882 года в полузаброшенной усадьбе постоянно жил князь Ф. А. Куракин. Любовь к сердобским местам привила ему мать, урождённая княжна Голицына, дочь владельца Зубриловки. Фёдор Алексеевич разобрал хранившиеся в усадьбе бумаги своих предков и по настоянию историка М. И. Семевского осуществил в Саратове публикацию многотомного «Архива князей Куракиных», но, не имея прямых наследников, в 1910 г. продал усадьбу купцам Асеевым. В 1921 году свободный художник и архитектор из Сердобска М.М.Черемисинов произвел обмеры и вычертил планы дворца Куракиных в Надеждине.
12.
В 1922 году усадьба Надеждино, подобно сотням других усадебных дворцов по всей России, была сожжена крестьянами. Парковые павильоны снесены, от дворца А. Б. Куракина уцелел только остов. Сохранились проездные ворота, Борисоглебская церковь 1792 года постройки.
13.
После революции Надеждино передали Пензенской области и княжеская усадьба была национализирована, в 1931 г. в сохранившихся от пожара корпусах (флигельный комплекс) открылся краевой дом партийной учебы - Дом просвещения Пензенского облисполкома («кузница советских кадров»), в 1939 г. – землемерный техникум (до 1958), а в 1959 г. усадебные постройки передали под дом инвалидов, затем - психоневрологический интернат, который до недавнего времени в нём и размещался. Его расформировали, и теперь здесь нет даже сторожа. Княжеский дворец с красивейшей дубовой рощей оказался полностью заброшенным, хотя ещё в 1948 году он взят под охрану государства. После этого реставрационные работы не проводили ни разу.
14.
Из новейшей истории стоит отметить только то, что недавно в селе Куракино были найдены останки барона Александра Николаевича Сердобина, сына князя. В остальном... усадьба стоит в запустении, не охраняет и постепенно разрушается. Долго ли ещё простоят колонны и стены неизвестно. Так что, если будете в тех местах - обязательно заезжайте. Всё-таки это наша история. На этом я заканчиваю её рассказывать и далее просто фотографии и мои комментарии.
15.
Добраться до усадьбы Надеждино сложно, если не знаешь куда ехать. Каких-то обозначений или указателей нет, но местные жители всегда расскажут вам дорогу. Первое впечатление от посещения усадьбы: "Почему эту красоту не восстанавливают?"
16.
Хотя потом понимаешь, что восстановить всё это будет сложно. От замка остались только стены. Посмотрите, например, какие там были балки. Толщина в 5 кирпичей.
17.
Невольно представляешь, какие тут были красивые залы.
18.
19.
А толщина самих стен... Строили не хуже немцев.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
А вот пожалуй самый главный вид. Я очень пожалел, что у меня не было времени спуститься к реке и сделать снимок снизу. Но вот столько лет прошло, а колонны до сих пор стоят и даже лепнина кое-где сохранилась.
26.
27.
28.
29.
А это те самые виды на реку Сердобу и поля. Если убрать деревья и кустарники, которые успели вырасти, и представить себе длинную лестницу к реке, то можно понять какая тут была красота.
30.
31.
32.
33.
Ещё несколько видов на замок с другой стороны.
34.
35.
А это остатки парка.
36.
Вот такая российская "заброшка". Так и развалиться, потому что дела до неё никому нет. Хотя можно же развивать какой-то сельский туризм, поставить у реки рыбацкие домики и причал, сам замок законсервировать и красиво подсветить. Думаю многие бы поехали. Но пока только ходят слухи, что Надеждино перепродавали по несколько раз, были какие-то разговоры о восстановлении, но так всё и остаётся. И это очень печально, потому что это даже не немецкая история, которой очень много в Калининградской области, а наша, русская, и её как раз надо бы восстанавливать в первую очередь.
Информацию взял из:
Википедии
Статья "Виды дворца, храмов, садов и парков Надеждино Его Высокопревосходительства князя Александра Борисовича Куракина."
Куракин, князь Александр Борисович (канцлер российских орденов)
Community Info