Денис Спирин (deni_spiri) wrote in ru_abandoned,
Денис Спирин
deni_spiri
ru_abandoned

Category:

В дебрях Исуповских болот



А это тоже Новый Год, только 2011-й. Как видно, и тогда погода не баловала нас солнцем. Однако, сей прискорбный факт не остудил наш пыл и в те три дня мы активно колесили по Костромской и Ивановской областям, как обычно, в поисках затерявшихся церквей и усадеб. В один из таких дней мы заехали в глубинку Сусанинского района Костромской области, где в давным-давно покинутых сёлах Исупово и Насакино сохранились два старинных храма. Выстроены они в духе традиционного зодчества и от этого весьма просты в архитектуре, но именно место, где они находились, придало им особый колорит.
И да! Знаменательным оказался то факт, что здесь - в селе Исупово - был убит народный герой Иван Сусанин.



Село Исупово. Наше время.
Известно, что в 1632 году половина этого села с несколькими прилегающими деревнями принадлежала М.Е. Пушкину. Другой половиной Исупова владел Б.Т. Овцын, потомок муромских князей. В 1615 году Овцын даже жил в своей усадьбе в Исупове и по приказу царя Михаила Фёдоровича должен был приехать в Москву, чтобы служить князю Д.М. Пожарскому. Но к установленному сроку Овцын не явился...
Но главное здесь это история, связанная с Сусаниным. Очень много посвящено статей на тему его подвига и различный версий происходившего в те годы. Я лишь остановлюсь на теме его гибели. По легенде он погиб вместе с поляками в Исуповских болотах, которые, кстати, и поныне находятся сразу за деревней.




Версия гибели Сусанина в селе Исупово - вероятно самая подлинная, т.к. имеет под собой документальную основу: в прошении к Императрице его правнуком - И.Л. Собинином было указано данное село. Так же этой версии придерживается один из наиболее серьёзных историков В.А. Самарянов (1822—1896), писавший: «Сусанин после пыток и страданий... наконец изрублен в мелкие куски в с. Исупове... и следовательно не в глухом лесу, но в месте более или менее населенном». Историк П.Троицкий (1886 -1929), разделяя это мнение, писал: «Итак, смерть Сусанина была не в глухом лесу... но... в селе Исупове, находящемся в 7 верстах на юг от Домнина...». Домнино и поныне находится рядом с Исуповым. Это село было старинной вотчиной костромских дворян Шестовых. Известно, что им владели отец и дед Марфы Ивановны Романовой (урождённая Ксения Ивановна Шестова). Здесь в XVII века находилась барская усадьба, при которой и жил староста вотчины - Сусанин.




А был ли будущий царь Михаил Фёдорович в то время в Домнино или нет, спасал ли 15-ти летнего Михаила или просто увёл поляков/казаков от опасности Иван Сусанин, как и многие другие в Смутные времена, подальше от своей деревни - это уже другая история. Важнее для нас оказалось то, что мы побывали в столь историческом месте. Конечно, сейчас здесь ничто об этом давно уж не возвещает.


Вот как жило Исупово ещё в начале XX столетия (архивное фото).


Нынче одна из самых ранних каменных церквей (1740 г.) Сусанинского района выглядит так:


В начале XIX века  Исупово с деревнями Горяйново, Митюрево купил граф А.Н. Зубов, известный взяточник и лихоимец.
Летом сюда было б бесполезно приезжать. Храм настолько обступили заросли деревьев, что даже зимой он скрыт ветвями.


Из наружного осмотра нас заинтересовала столпообразная шатровая колокольня - "ярославская свеча" - обитая железными листами.
Шатровое венчание колокольни имеет пару рядов миниатюрных слуховых окошек.


С другой стороны шатёр аж мхом покрылся.


Узкие барабаны, также обшитые железом, венчают чешуйчатые главки с уцелевшими крестами.


Внутрь попадаем сквозь чрезмерно скромный вход.


В бесстолпных объёмах всегда чего-то не хватает. Правда, тут пустоту разнообразило наличие рамы иконостаса и "роспись".




Роспись ещё той сохранности, но лучше, чем ничего.




Единственная здесь цветная "картинка".


Осматривать тут больше нечего, поэтому мы проходим через "тамбур" в колокольню.


Находим по пути груду кирпичей и древнюю рогатулину.


Взбираемся по узкой винтовой лестнице на верхний ярус и делаем парочку кадров.


Общий план. Достаточно интересно смотрятся эти чешуйчатые луковичные главки.


Чуть было не забыл! Кто бы мог подумать, что в такой глуши и столь старом храме мы найдём очередной экземпляр для своей коллекции. Однако, удача улыбнулась нам даже здесь - был найден огнеупорный кирпич (использовался в кладке печи) "WALBOTTLE". Поскольку в то время с шамотными кирпичами в нашей стране был напряг их очень часто привозили из-за рубежа.
Данный кирпич производства завода "Walbottle Coal & Firebrick Co." в деревне Уолботтл графства Нортумберленд в Англии.


Под занавес истории об Исупово изложу ещё одну версию гибели Ивана Сусанина. В начале XVII века костромские земли неоднократно подвергались грабежам и разорениям казачьими отрядами. Документально известно, что зимой 1614 к Костроме шёл казачий отряд атамана Баловня - это до 7000 человек (банда, состоявшая из донских казаков, запорожцев, литовцев, татар, поляков, воров без роду и племени и т. д.). А отколовшийся от главных сил отряд под командованием Захария Заруцкого пошёл в "нашу" сторону: «Воры – казаки пришли в Костромской уезд в село Загзино да в село Молвитино (ныне Сусанино) и их многие места повоевали, а учали ставица в поместья дворян и детей боярских по сёлам и деревням крестьян мучат и животы емлют и жён и детей позорят... Выходит этот отряд проходил в непосредственной близости от сёл Домнино и Исупово. И по версии костромского этнографа С.В. Максимова "где-то на дороге, по которой  Сусанин  шёл в гости к своей дочери, отданной замуж куда-то в иную сторону. Поляки встретили его, стали допрашивать и замучили..." (народная молва вполне могла переделать казаков в поляков, и наоборот).
Покидаем это так или иначе историческое место, постепенно превращающееся в урочище...




...и пребываем в уже точно урочище - село Насакино. Здесь деревня вымерла ещё раньше, а церковь заросла ещё сильнее. Вокруг храма, находящегося по всей видимости когда-то в центре села, раскиданы остатки покинутых домов. Совсем уж развалины.




Село Насакино так же называли Покровским по имени стоявшей здесь деревянной церкви, замененной на каменную в 1824 году. Село с деревнями Новоселки, Борково принадлежало Е.Ф. Козловской, внуки которой - братья Калошины-Менгден - были декабристами.


Тоже внешне очень скромный храм с минимум декора.


Вообще для костромской области характерны чешуйчатые главки.


Трёхъярусная колокольня cо шпилем выполнена в стиле классицизма.


В храм заходим через простенький вход с металлическим козырьком.


Внутри довольно-таки неплохо сохранилась храмовая живопись.


Самое захватывающее это уцелевшая сочными красками купольная роспись, с четырьмя сюжетами огромных размеров.


"Воздвижение креста Господня"


"Азъ есмъ светъ миру"


"Преображение Господне"


В оконных простенках  изображены различные Святые и Благоверные. Сохранность, увы, с каждым годом ухудшается.


Выходим из храма и видим некоего туриста в розовой шапочке. Видимо, тоже "исследователь" старины.


На этом изучение этого кусочка костромской области мы заканчиваем и следуем в другие деревни.

Исторические факты про Ивана Сусанина взяты отсюда: http://kostromka.ru/ и отсюда: http://starina44.ru/o-susanine
Tags: Костромская область, деревня, церковь
Subscribe
promo ru_abandoned март 14, 2013 09:40 21
Buy for 500 tokens
Привет, сталкеры :))) Как ваши дела? Решил включить здесь промо-блок, чтобы вы могли рекламировать свои журналы. Стоит копейки, а сколько удовольствия! Ну, и раз пошла такая пьянка - добавляйте в друзья наших дорогих смотрителей: zizis и relax_action, они клёвые! Ну и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments