ена в музеи, остальные фортификационные сооружения линии Мажино находятся в заброшенном состоянии. На этих выходных я посетил несколько сохранившихся объектов линии Мажино, о которых я еще буду писать. А на обратной дороге наткнулся на несколько заброшенных бункеров и наблюдательных пунктов стоящих прямо вдоль трассы посреди полей рядом с французской деревушкой Hunspach.

01. Проезжаю я через очередную деревню и вижу интересный бетонный блок стоит.

02. Остановился. Подошел поближе чтобы рассмотреть подробнее.

03. По бойницам и толщине бетона угадывается один из ДОТов линии Мажино.

04. Зайдем внутрь.

05. Как и ожидалось внутри не сохранилось ничего, кроме бетонных стен.

06. Рядом с ДОТом вплотную соседствует обычный деревенский пейзаж: огороды, дома, сады.

07. В пятидесяти метрах от этой огневой точки расположены руины еще одной такой же.

08. Сделав пару фотографий еду дальше, выезжаю из деревни и тут:

09. Прямо рядом с дорогой руины объекта покрупней. Тут уже настоящий военный бункер.

10. Бункер плотно зарос растительностью так что к нему близко не подойти. К тому же перед самим бункером овраг глубиной метра два и шириной полтора.

11. Из-за растительности овраг совсем не заметен, поэтому чтобы всякие любопытные вроде меня не свалились в него, кто-то заботливо огородил его цепью.

12. Сохранилась табличка над входом с датой постройки бункера: 1930-й год.

13. В сотне метров от этого бункера видны руины еще одного объекта, но от того мало что осталось.

14. Вид покрупнее.

15. Бросаю прощальный взгляд на этот бункер и еду дальше...

16. Но через километр приходится снова останавливаться на обочине - еще парочка бункеров прямо у трассы!

17. Точнее то, что осталось от них.

18. Видно, что бункер взрывали изнутри, вероятно уже после его захвата. Все раскурочено к чертям.

19. Вокруг бункера для того, чтобы огородить его от любопытных, массово рассажена ежевика, которая обладает очень неприятными колючками, разрывающими одежду и неприятно царапающими тело. Продраться через кустарники ежевики практически невозможно. Такую же живую колючую проволоку рассаживает обычно Deutsche Bahn вдоль своих железнодорожных путей.

20. Но я все же нашел вход внутрь.

21.

22. Хотя смотреть тут особо не на что. Бункер многоуровневый, причем судя по всему он был соединен подземными ходами со стоящими по соседству такими же бункерами.

23. Восстановлению не подлежит.

24.

25. Если обойти его с тыла можно забраться на крышу и осмотреть территорию.

26. В правой части фотографии еще один такой же бункер, слева в зарослях судя по всему руины третьего бункера, от которого осталось очень мало. Как ни старался я рассмотреть хоть какие-то выступающие из кустов части бетона, мне это не удалось. Видать его в прямом смысле слова сровняли с землей. Более чем уверен, что все три бункера были соединены между собой подземными ходами.

27. Иду посмотреть на то, что осталось от соседнего бункера.

28. Осталось в принципе мало что. Он был тоже взорван изнутри.

29. Можно рассмотреть на внутренней стене бункера наполовину покрашенную стену и едва различимый орнамент между розовой и белой частями стены. Я видел подобный орнамент в уцелевших бункерах, в которых сейчас расположены музеи, именно поэтому обратил на него внимание. Можно было бы попробовать залезть внутрь, но я был не в подходящей одежде для таких маневров, к тому же знал, что внутри увижу то же самое - руины и обломки.

30. Темой бункеров линии Мажино я серьезно заболел, теперь у меня в планах посетить самые яркие из сохранившихся объектов и хотелось бы еще проникнуть в парочку заброшенных, но это уже как получиться.

Об устройстве бункера и о том как выглядит один из уцелевших подобных бункеров можно прочитать в отдельном посте.
Community Info