Асбестовый рудник «Изолятор»
Таловское месторождение (или известное как Холмистый рудник) разрабатывалось в 1908-1910 годах акционерным обществом «Изолятор».
По всему Таловскому хребту хризотил-асбест был обнаружен в виде тонких и редких прожилков, не имеющих промышленного интереса. Лишь только в одном месте асбест был встречен в заметном количестве. На этом месте и был заложен рудник «Изолятор».

Площадь рудника занимала четыре небольших горки. Но добыча и разведка шла практически только на двух горках - «северной» и «южной».
Добыча асбеста акционерным обществом «Изолятор» продлилась недолго, было добыто всего около 450 тонн асбеста. Общество просуществовало всего 5-7 лет, после чего ликвидировалось по неизвестным причинам. Может быть это было связано с низкими сортами добываемого асбеста, может с другим кризисом.


На вершине северной горки расположен самый большой разрез №1 в виде спирали с 6 оборотами. Им было срезана часть северной горки.
Третий уступ западной части разреза №1


По всему склону остались следы от спиральных заездов переносной узкоколейной железной дороги - по ней в свое время производилась откатка породы на дековильках - небольших вагонетках.
Другой разрез №2 располагался в седловине между двух горок. Он имел всего три уступа и сейчас затоплен.

Рядом с ним сохранилась заготовленная для вывозки асбестовая руда

Третий разрез №3 так же представляет собой небольшую открытую выработку. Кроме этих трех разрезов на площади рудника встречается множество разведочных канав, шурфов и шахт. Средняя глубина шурфов 1-2 метра.

Все главные выработки соединялись между собой узкоколейками, расположенными на двух горизонтах.


Причем нижняя узкоколейка была запроектирована для соединения с третей горкой, но через 200 м она так и не была достроена.


По этим узкоколейкам во времена добычи ходили небольшие паровозики. Они доставляли асбестовую руду на приемные площадки A и C.
Приемная площадка A

А пустую породу увозили в отвал и отсыпали ей пути.

Заросшая столетними соснами насыпь железной дороги


С приемных площадок асбестовая руда по двум бремсбергам АВ и CD спускалась вниз на приемную площадку возле обогатительной фабрики.
Наклонный бремсберг АВ

Приемная площадка B

На площадке сохранились приготовленные для обогащения кучи асбестовой руды. Асбеста содержится в ней всего 1,22%.

Фабрику строили из подручных материалов - камней, бревен и рельс, правда еще встречаются и кирпичи. Все это скреплялось крепким бетонным раствором, который более чем за сто лет все еще держит кладку.

На обогатительной фабрике из тонн асбестовой руды выделяли всего несколько килограмм тонких прожилок асбеста.




Рядом были построены домики для рабочих, от которых сейчас остались заросшие фундаменты и «улочки» с лестницами.



В апреле 1929 года трестом «Ураласбест» на особом совещании по асбестовой промышленности при Президиуме ВСНХ СССР было решено произвести небольшую разведку этого месторождения. Чем она закончилась и была ли последующая добыча - неизвестно. Ведь асбеста тут слишком мало, да и сорт у него низкий.
По всему Таловскому хребту хризотил-асбест был обнаружен в виде тонких и редких прожилков, не имеющих промышленного интереса. Лишь только в одном месте асбест был встречен в заметном количестве. На этом месте и был заложен рудник «Изолятор».
Площадь рудника занимала четыре небольших горки. Но добыча и разведка шла практически только на двух горках - «северной» и «южной».
Добыча асбеста акционерным обществом «Изолятор» продлилась недолго, было добыто всего около 450 тонн асбеста. Общество просуществовало всего 5-7 лет, после чего ликвидировалось по неизвестным причинам. Может быть это было связано с низкими сортами добываемого асбеста, может с другим кризисом.


На вершине северной горки расположен самый большой разрез №1 в виде спирали с 6 оборотами. Им было срезана часть северной горки.
Третий уступ западной части разреза №1


По всему склону остались следы от спиральных заездов переносной узкоколейной железной дороги - по ней в свое время производилась откатка породы на дековильках - небольших вагонетках.
Другой разрез №2 располагался в седловине между двух горок. Он имел всего три уступа и сейчас затоплен.

Рядом с ним сохранилась заготовленная для вывозки асбестовая руда

Третий разрез №3 так же представляет собой небольшую открытую выработку. Кроме этих трех разрезов на площади рудника встречается множество разведочных канав, шурфов и шахт. Средняя глубина шурфов 1-2 метра.

Все главные выработки соединялись между собой узкоколейками, расположенными на двух горизонтах.


Причем нижняя узкоколейка была запроектирована для соединения с третей горкой, но через 200 м она так и не была достроена.


По этим узкоколейкам во времена добычи ходили небольшие паровозики. Они доставляли асбестовую руду на приемные площадки A и C.
Приемная площадка A

А пустую породу увозили в отвал и отсыпали ей пути.

Заросшая столетними соснами насыпь железной дороги


С приемных площадок асбестовая руда по двум бремсбергам АВ и CD спускалась вниз на приемную площадку возле обогатительной фабрики.
Наклонный бремсберг АВ

Приемная площадка B

На площадке сохранились приготовленные для обогащения кучи асбестовой руды. Асбеста содержится в ней всего 1,22%.

Фабрику строили из подручных материалов - камней, бревен и рельс, правда еще встречаются и кирпичи. Все это скреплялось крепким бетонным раствором, который более чем за сто лет все еще держит кладку.

На обогатительной фабрике из тонн асбестовой руды выделяли всего несколько килограмм тонких прожилок асбеста.




Рядом были построены домики для рабочих, от которых сейчас остались заросшие фундаменты и «улочки» с лестницами.



В апреле 1929 года трестом «Ураласбест» на особом совещании по асбестовой промышленности при Президиуме ВСНХ СССР было решено произвести небольшую разведку этого месторождения. Чем она закончилась и была ли последующая добыча - неизвестно. Ведь асбеста тут слишком мало, да и сорт у него низкий.