Вход в бухту Корк в старые добрые времена охраняли три форта. Форт Камден, форт Карлайсл и форт Спайк. После первой мировой войны их оборонное значение откровенно свелось к нулю. И они стали служить различным военно-хозяйственным целям. Островной форт Спайк стал (да и был частенько на протяжении всей своей истории) - тюрьмой. Именно из него отправлялись а Австралию и в Новый Свет ирландские бунтовщики. Был он тюрьмой аж до 2004-го года, но его все-таки закрыли. На нем мы еще не были - катер отказался везти наши велики вместе с нами.
Форт Карлайсл - был береговой артилерийской батареей. Сейчас легально попасть на него невозможно, потому что его используют как базу для тренировок ирландские военные. Иногда с пострелушками. Как они отнесутся к незваным гостям - мы пока не рискнули проверить.
А вот форт Камден был более доступен. Начали строить крепости на этом месте аж в 1500-х годах. Потом форт рос, постреливал по английским корабликам, потом по французским. Особо он разросся во времена Наполеоновских войн. Окончательная его достройка и модификация произошла перед 1-й мировой войной. Бухта Корка использовалась как запасная база для британского флота, и форт был вооружен береговой артилерией, торпедами, а вход в бухту перегораживала противолодочная сеть. Во Вторую Мировую его опять содержали как запасную базу, но уже ирландские военные. Собственно бросили его практически в 1949-м, используя как склад. Власти решили что форт хорошо подойдет как туристический аттракцион, и выкупили его у военных аж в 1987-м году. Но до сегодняшних дней форт стоял заброшеным и тихо зарастал.
Когда первый раз мы сунулись на него прошлым летом - он все еще был закрыт для публики. Охранялся он вяло, в основном сигнализацией и камерами со стороны моста. Однако борзеть в чужой стране не хотелось и мы не полезли через ров. Тем более, что общество "Спасите форт Камден" таки отпинало мэрию, и деньги на реставрацию нашлись. В том числе и частные пожертвования. Поэтому когда мы пришли к мосту - веселый дядька со своей женой активно красил перила:
Точнее, как правильный ирландец - дядька руководил процессом, а перила красила его жена. А так же он предложил покрасить и нам, но мы отказались. Порадовало, то что в августе этот форт должен был открыться для публики.
С официального входа форт был укреплен как во время войны. Камеры, ворота, пики на вершине забора.
Мы побродили по окрестностям, спустились к месту его выхода к самому заливу. Потрясающей красоты берега как везде в Ирландии, но тут слишком мало места для всех фотографий.
Вернулись мы туда в августе, к открытию. Ворота на мосту были уже открыты, вовсю продавались билетики. А для антуража стоял дядька в аутентичной форме военного полицейского.
Как правильный японский турист - я сфоткался рядом с ним.
На стене висит карта, показывающая размеры форта.
Сразу за поворотом с другой стороны - казармы солдат.
Изнутри одной из них виден входной мостик. Глубина рва радует. Вообще - этот ров опоясывает весь форт по периметру, и перебраться через него - нтривиальная задача. Особенно с учетом что он частью зарос местными непроходимыми кстами, а частью настолько круто спускается к морю - что по нему наверное можно кататься на санках прямо по бетону.
Сама казарма представляет из себя большую комнату со сводчатым потолком, где очевидно стояли нары. Частично это попытались воссоздать здесь, заодно натаскав кучу старой формы и прочих безделушек времен первой-второй мировой:
Если двигатся дальше, то можно попасть в более старые, еще не отремонтированые помещения.
Каждая казарма обогревалась вот такими каминами, ну и наверное буржуйки были до кучи. Хотя возможно что это и не камин, а как раз вытяжка для буржуйки.
Зато, в одном месет при выходе из казармы - сохранился солдатский туалет. Остатки сливного бачка:
И писсуара. Штука откровенно аутентичная.
В других казармах было выставлено всякой всячины, которая нашлась при расчистке форта. Солдатские письма, крестики, тарелки, и прочие культурные слои.
Тарелки и столы.
Очень большая часть форта находится под землей. Но пока туде не пускают. Ходы либо замурованы:
Либо перегорожены решетками и знаками. Пролезть кое-куда можно, но всюду стоят камеры и работники музея.
Часть отсутствующих люков перегорожена решетками. Для безопасности. Внизу - вода. Что это, я так и не понял. Либо просто затопленый тоннель, либо часть дренажной системы, либо хранилище воды.
Дальше, мимо развалин офицерских домиков - выход на плац. Правильные ирландцы сразу сделали здесь кафешку и вставили немного военной техники. Кстати насчет кафешки. Тетка-гид сказала что когда отремонтируют строения стоящие на обрыве - к ним достроят веранду, и сделают там ресторанчик с видом на море.
Вагончики строителей, сараи, всякий хлам. В том числе две то ли те самые торпеды, то ли простые буи.
Старые машины. Единственные боевые действия ирландской армии - были в какой-то миротворческой миссии где-то в Африке.
Зачем-то вперемежку совершенно разное оружие.
Часть форта все еще расчищается. А домики поросли местным плющем. Который если его не прибить - может превратить любой домик в простой зеленый холмик.
Остатки площадки для орудия одной из батарей:
И рядом - очевидно склады боеприпасов..
А вот спуск к причалам форта.
Так называемая "Светлая галерея". Полагаю что названа она так с сарказмом.
Бойницы для стрелбы из нее, если высадится вражеский десант.
А вот здсь стоял генератор, даваший электричество для освещения причала и на прожекторные станции.
Выход на какие-то служебные помещения пристани. Склады?
Все проходы, ведущие куда-либо вглубь - старательно перегорожены решетками.
А вот собственно и сам причал.
Улочка, ведушая от причала вверх. Прямо на спуске - бойницы. Чтоб если что...
Хотя там стояли решетки и вахтерша, но она любезно провела нас к остаткам интересного крана. Предупредив, чтобы мы не прыгали головой вниз на бетон.
Старинный кран, разгружавший то что приплывало к причалу и грузивший гудисы на вагонетки.
Стрела крана - не упала от времени. Ее специально срезали, чтобы она не бабахнулась на голову местным диггерам. Возможно если ее удастся очистить от ржавчины - приварят на место.
Вся эта машинерия оперировалась вручную. А вагонетки таскали лошади. Но это пока не провели электричество.
А вот это как раз основание под один из аппаратов для пуска торбед Бреннана. Фактически первых управляемых торпед в мире.
Торпеда разматывала за собой два провода, по которым ей и управлили. Била она почти на 2 километра. Так что в сочетании с артиллерией - форт очень надежно перегораживал пролив в Первую Мировую.
Куда уходят рельсы? Куда-то в заросли. На форт еще нужно будет вернуться, и посмотреть подземные помещения.
На другом берегу пролива виден второй форт - Карлайсл. Не думаю, что тут были шансы даже у броненосца. А против подводных лодок между фортами была протянута сеть.
Вот так вот зарастает здесь все что заброшено. Ненужно никакой маскировочной сетки. Просто оставить расти этот плющ.
Community Info