ru_abandoned

Забытые в прошлом (ЧИТАЙТЕ ПРАВИЛА!)

Previous Entry Share Next Entry
Винтовая дорога. Посёлок Управленческий.
tourist0515 wrote in ru_abandoned
Самарская область. В этом году исполняется 100 лет, как была построена Винтовая дорога в Коптевом овраге.


24 мая 1916 г. постановлением Совета Министров принято решение о строительстве Самарского порохового завода (5-й казённый завод), утверждённое Николаем II (т.е. получившее силу закона) 15 июня 1916 года. Эту дату принято считать основанием посёлка, который в последствии назовут Управленческим.
Этот поволжский регион был выбран потому, что в то время отстоял на тысячи километров от государственных границ и через него проходили важнейшие водные и железнодорожные пути России.
 Местом для постройки завода была избрана Казенная лесная дача, которая находилась в 20 верстах от Самары с выходом на Волгу через Коптев овраг (современный пос. Управленческий, около больничного городка, на месте ныне существующего кладбища). В октябре и ноябре 1916г. была произведена упрощенная нивелировка участка, а также был составлен план завода, пристани, дорог.
Участок для постройки самих фабричных зданий находился в двух верстах от Волги на высоте 70 саженей. Для удобной доставки материалов от пристани к месту строительства порохового завода и было сооружено шоссе для гужевого передвижения - Винтовая дорога. Было проложено 5 верст, из них три версты замощены камнем, а ещё две засыпаны щебнем и утрамбованы.  Для её строительства были возведены подпорные стены на крутом склоне оврага. Это шоссе сохранилось до сегодняшнего времени – винтовая дорога, ведущая от Коптева оврага к территории ныне снесённого комплекса Здравницы - санатория "Красная Глинка".
В сезон 1917г. были построены временные бараки и землянки, а также зимние бревенчатые бараки для рабочих и администрации. Всего было возведено 63 деревянные постройки. Оборудование пироксилинового завода закупили в Америке. Построили пристань, лесопилку, собственный кирпичный завод, а также мастерскую по производству черепицы, провели Винтовую дорогу и подвесной транспортный путь по Коптеву оврагу.
 Но к постройке фабричных зданий так и не успели приступить.  Революция и последующая гражданская война прервали строительство заводов. В феврале 1918 года Главное Артиллерийское Управление предписало прекратить все работы, заготовительные операции и рассчитать всех рабочих. Так закончился первый этап становления посёлка Управленческий.

  01. Здравницу снесли в 2013 году, деревянная лестница продержалась до середины 80-х, на месте посёлка Коптева оврага сейчас стоят дачи. И только Винтовая дорога и её подпорные стены продержались целое столетие.
01а..jpg

  02. Карта-схема из Викимапии. На верху - территория снесённой Здравницы. Жёлтым зигзагом петляет Винтовая дорога, упираясь на верху склона в Берёзовый проезд. Внизу оранжевым отмечена дорога, проходящая по дну Коптева оврага.
02..jpg

  03. К берегу Волги мы решили поехать дорогой, идущей от Управленческого по дну Коптева оврага. Когда-то здесь проходила узкоколейка.
  Конец ноября. Снег выпал, потом подтаял: ни зима, ни осень. Склоны оврага ещё в лучах заходящего солнца, а на дне уже сумерки.
03..jpg

  04. Чуть не проскочили нижнюю подпорную стену. А летом её даже не видно из-за зелени кустов и деревьев. Часть стены разрушена, видна большая трещина.
04..jpg

  05. Внушительные подпорные стены, выложенные из обтёсанного бутового камня, имеют толщину от 70 сантиметров до метра и поднимаются в высоту до 8 - 9 метров. Витки дороги достигают 180 градусов при поворотах.
05..jpg

  06. Вдоль дороги, по дну оврага, бежит ручей. Но, по словам местных жителей, во время ливней он затапливает дорогу и бурным потоком несётся к Волге.
  Может показаться, что это свалка старых покрышек. Нет, это парадная лестница, ведущая к огородам на крутом склоне оврага.
06..jpg

  07. Вот ещё одна лестница.
07..jpg

  08. Выходим в устье Коптева оврага. Таких дач на искусственных террасах я не видел нигде.
08..jpg

  09. Над террасированными дачами видна верхняя подпорная стена Винтовой дороги.
09..jpg

  10. Берег Волги.
10..jpg

  11. На берегу дома посерьёзней.
11..jpg

  12. Первый поворот Винтовой дороги.
12..jpg

  13. А когда-то посёлок Коптева оврага выглядел вот так.
13..jpg

  14. Единственный дом, оставшийся от старого посёлка.
14..jpg

  15. Ещё четыре года назад на вершине возвышалась Здравница. Более чем на 150 метров надо было подняться, чтобы достичь санатория. В 1933-1935гг. при строительстве Здравницы построили и Деревянную лестницу. В лестнице было 495 ступеней.


  16. Подъём происходил в несколько этапов. Для отдыха были созданы удобные и разные по архитектуре площадки. На них даже были опоры фонарных столбов, но сами фонари так и не были установлены. Деревянную лестницу дважды капитально ремонтировали, в 1948 году и в конце 60-х. Ветшая и разрушаясь, она продержалась до середины 80-х годов.



  17. Теперь горный склон, где проходила лестница и возвышалась Здравница, пустует. Но на вершине уже начали возводить такие привычные и милые сердцу любого россиянина коттеджи и трёхметровые заборы.
15..jpg

  18. Заросшая деревьями дорога удаляется от Волги параллельно дороге на дне оврага. Практически, мы идём назад.
16..jpg

  19. Осталось пройти 300 метров вперёд, потом столько же назад, и мы будем у верхней стены.
17..jpg

  20. Поворот, подпорную стену которого мы видели со дна оврага.
18..jpg

  21. Плоты на Волге и лагерные бараки на берегу.
19..jpg

  22. Противоположный склон оврага покрыт тенью, а нас ещё освещают лучи заходящего декабрьского солнца.
20..jpg

  23. Сколько труда надо было приложить, чтобы построить эти террасы!
21..jpg

  24. При советской власти за дорогой следили. Её выравнивали, подсыпали щебень, отводили воду. Теперь по ней ездят только экстрималы и рыбаки на "Нивах".
  В 2009 году и я спускался по ней на своей "десятке". Хорошо, что рыбаки у берега показали дорогу по дну Коптева оврага. В Управленческий посёлок мы возвращались уже по ней.
22..jpg

  25. Вот и верхняя подпорная стена. Казалось бы, что она должна была быть размыта или раздавлена под тяжестью массы грунта и сметена, но она стоит. Винтовая дорога была построена российскими работниками под руководством российских же инженеров.
23..jpg

  26. По этой дороге возили грузы с пристани несколько грузовых автомобилей, принадлежащих Пороховому заводу, и гужевой транспорт.
24..jpg

  27. На высокой подпорной стене можно увидеть две каменные плиты с выпуклыми цифрами 1917.
25..jpg

  28. Присмотревшись, можно заметить, что плита с цифрой 17 вставлена в более позднее время  вместо другой. Есть версия, что первоначально была  цифра 16 - год начала строительства. По другой версии, второй таблички не было вообще и её хотели установить в год окончания строительства порохового завода. По всей вероятности, появление плиты с цифрой 17 - это дело рук строителей здравнивницы в 1933-1935 годах. Она соответствует исторической дате - постройки Винтовой дороги - и в то же время увековечивает славную советскую дату - год свершения Великой Октябрьской революции.


  29. Фото 2009 года, ещё видна колоннада Здравницы.
  Именно факт существования Винтовой дороги стал основой легенды о начале строительства санатория "Красная Глинка". Вот она: в 1927 году по Волге проплывал пароход, на борту которого был Михаил Иванович Калинин.  Увидев подпорные стены, пассажиры парохода приняли их за крепостные бастионы. Высадившись на берег, Калинин и его окружение поднялись по этой догоре на верх. "Всесоюзный староста" был очарован открывшейся панорамой Жигулей и предложил построить на самом обрыве Дом отдыха для Членов Правительства. По легенде, тогда и было принято решение о строительстве Здравницы ВЦИК, ставшей впоследствии санаторием "Красная Глинка".
  Судя по документам, М.И.Калинин был в Самаре только в самом начале Гражданской войны, а легенда пошла от местного краеведа И.Андреева, перекочевав в последствии в интернет.
26..jpg

  30. А на фото начала 50-х есть даже деревянная лестница.
27..jpg

  31. Ещё один участок подпорной стены.
28..jpg

  32. В 2009 году мы на двух машинах с трудом спустились по этой дороге. Подниматься назад не решились, поехав в объезд.
29..jpg

  33. Поворот, укреплённый верхней подпорной стеной.
30..jpg

  34. Коптев овраг. Он разрезает горный массив Сокольих гор на глубину около 4-х километров. Высота крутых склонов достигает 160 метров.
31..jpg

  35.Издавна здесь, вдали от города, сезонно проживали бригады углежогов. Они выжигали берёзовый уголь, который пользовался большим спросом в Самаре. Уголь шёл на растопку самоваров и использовался при производстве водки, для очистки от примесей.Постоянно коптящие кучи угля и дали название оврагу.
32..jpg

  36. Впереди ещё один поворот дороги, а выше - единственный уцелевший фрагмент Здравницы - фундамент, на котором раньше стояло южное здание комплекса.
33..jpg

  37. Прямо под нами виден поворот, который мы только что прошли.
34..jpg

  38. Ещё один вираж дороги.
35..jpg

  39. А вот и самая верхняя, завершающая часть дороги. Кто-то огородил свой участок в стиле подпорной стены Винтовой дороги. Забор отлично вписался в общюю картину.
36..jpg

  40. Подходим к руинам Здравницы.
37..jpg

  41. Вот как выглядел корпус с колоннами в 2009 году.
38..jpg

  42. Вид от Здравницы на Винтовую дорогу.
39..jpg

  43.
40..jpg

  44. Летом с обрыва открывается прекрасный вид на окрестности. Вдалеке скрытая лёгкой дымкой видна Самара.
42..jpg

  45. Теперь ничто не напоминает о том, что с 1943 по 1948 год в устье Коптева оврага находился лагерь немецких военнопленных, которые работали на разборке плотов и строительстве зданий в посёлке Управленческий.
41..jpg

  46. А Винтовая дорога переходит в Берёзовый проезд, который, проходя мимо руин котельной, упирается в посёлок Управленческий. Ещё несколько лет назад это была утопающая в зелени дорога. Но после сноса санатория Берёзовый проезд утопает в кучах мусора.
43..jpg

  47. Немецкий специалист, добровольно-принудительно вывезенный из Германии, прогуливается с сыновьями у котельной Здравницы. Часть немецких инженеров и их семьи какое-то время проживали в одном из корпусов санатория "Красная Глинка".
44..jpg

  48. Ни немцев, ни санатория. Но вид, будто здесь действительно прошли немецкие танковые дивизии.
45..jpg

  49. Дома,построенные немецкими военнопленными в 1946-1948 гг. для немецких специалистов.
46..jpg

  50. Прошло 70 лет, а дома на окраине всё ещё стоят. И не просто стоят, а заселены людьми. Будет смешно, если эти дома переживут Винтовую дорогу.
47..jpg

Часть информации взята из книги С.А.Ильинского "Управленческий".
Старые фотографии семьи Гюнтера Шпора взяты здесь:   http://www.bichurov.ru
О Здравнице ВЦИК или санатории "Красная Глинка" здесь: http://tourist0515.livejournal.com/3988.html

Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке Вы можете посмотреть в моём блоге: http://tourist0515.livejournal.com
или в Тематическом каталоге моих записей http://tourist0515.livejournal.com/6166.html


promo ru_abandoned march 14, 2013 09:40 21
Buy for 500 tokens
Привет, сталкеры :))) Как ваши дела? Решил включить здесь промо-блок, чтобы вы могли рекламировать свои журналы. Стоит копейки, а сколько удовольствия! Ну, и раз пошла такая пьянка - добавляйте в друзья наших дорогих смотрителей: zizis и relax_action, они клёвые! Ну и…

  • 1
Очень странное место. Не покидает чувство сюреализма. Неужели нельзя было поставить завод в более удобном месте, где не нужны такие сложные сооружения?

Проходящие рядом водные и ж/д пути, относительная близость к городу, а так же лесной массив вокруг, явились решающим фактором. Плюс в этих же горах добывали серу, один из главных компонентов пороха.

Да, видать решение о строительстве принималось в безвыходной ситуации...

Почему в безвыходном?

Потому что, были бы варианты, построили бы в другом месте...

Первое предприятие - Трубочный завод, впоследствии завод № 42 Наркомата боеприпасов, где изготавливали не только дистанционные трубки и взрыватели для артиллерийских снарядов и мин, но и корпуса самих снарядов, был возведён на окраине дореволюционной Самары. В советские годы он стал заводом им. Масленникова, а в постсоветские прошёл процедуру банкротства и и был ликвидирован. А второе оборонное предприятие, которое должно было выпускать новые для России бризантные взрывчатые вещества тротил и тетрил и снаряжать ими артиллерийские снаряды и взрыватели, в целях безопасности решили построить в 45 верстах от Самары в Иващенкове, недалеко от линии Самаро-Златоустовской железной дороги в районе станции Томылово (ныне Чапаевск).
Выдержка из текста о доводах строительства именно здесь: "
- добыча в округе необходимого продукта для производства пороха - серы.
- близость г.Самары (возможность найма квалиф. рабочей силы.
- лесная местность ( был отрицательный опыт строительства на пустыре продуваемом ветрами в Иващенкове.)
-близость к магистрали Самара - Красный Яр.
-близость водного транспортного пути.
Комиссия из министерства изучала это место для постройки завода ещё в 1905 году и признала его удовлетворительным.

Теперь понятно! Спасибо за уточнение.

Спасибо, интересно. Винтовая дорога (а потом и тропинка) переживёт всех, похоже...

Хотелось, что бы и наши правнуки застали её.

  • 1
?

Log in