ru_abandoned

Забытые в прошлом (ЧИТАЙТЕ ПРАВИЛА!)

Previous Entry Share Next Entry
Норильск. Заброшенная угольная шахта №15.
nordroden wrote in ru_abandoned
Доброго времени суток, вам мои друзья и читатели!
Как-то в конце июня я имел счастье прогуляться по подножию горы имени тов. Шмидта, но не того который Отто Юльевич, а академика Фёдора Богда́новича (Фри́дриха Карла ) Шмидта, который еще до Отто Юльевича посетил здешние места, причем побывал он здесь по причине изучения трупа мамонта, найденного в низовьях Енисея.
В сегодняшнем репортаже покажу как выглядят снизу останки угольной шахты №15 ("Норильская") и что осталось от лагерного пункта "Нагорный" 1-го лагерного отделения Норильлага.
Прогулка выдалась хорошая, богатая на самые настоящие говнофотки. Впрочем, что я рассказываю, ныряйте под кат, сами всё увидите.





Буквы к снимкам по большей части не мои, взяты газетной статьи, я так складно писать не умею, а материал довольно хороший.

01. К ноябрю 1948 года цех «Шахтстрой» завершил сооружение поверхностного комплекса шахты №15, который расположился на северо-восточном мысе горы Шмидта (отсюда и первоначальное название шахты – «Северная»). Место выбрали не случайно – предположительно здесь группа геологов под руководством Николая Урванцева в 1920 году сделала один из первых шурфов, чтобы обнажить из-под слоя породы выходы угольных пластов.


02. Площадка комплекса находится на крутом склоне на высоте более 300 метров над уровнем города. Казалось бы, невозможно построить здесь что-то без специальной техники, но для гулаговской страны в те годы не существовало слов «нельзя» и «невозможно».


03. Первыми шахтерами, равно как и строителями, были узники Норильлага – они спускались под землю, не имея ни опыта, ни представлений о подземных работах. Хотя «спускались» – немного некорректное выражение. В норильские шахты не спускались, а поднимались! До входа в устье шахты №15 надо было преодолеть 1575 ступенек вверх по склону горы Шмидта. После подъема следовало пройти еще несколько сотен метров до рабочего участка, так как механической доставки людей тогда не существовало.
Жили заключенные практически там же, где и работали. Первое лагерное отделение, больше известное как поселок Угольный, находилось в том месте, где сейчас стоит управление рудника «Заполярный». Отделение обеспечивало рабочей силой шахты №11, 13 и 15.


04. Продолжая движение вдоль трубы пульпопровода, оставляем за собой гору неизвестного происхождения, предварительно отколупав кусочек породы для анализа.


05. В 1949 году построили ленточный конвейер, протянувшийся от шахтных бункеров прямиком к центральной углесортировке, что позволило значительно ускорить отгрузку сырья.


06. Остатки конвейеров хорошо видны между зданиями.


07. Шестидесятые годы – пик развития угольной промышленности Норильска. Ежедневно добывалось свыше семи тысяч тонн угля. На шахтах №15 «Норильская» и №16/18 «Кайеркан-Новая» успешно применяются механизированные комплексы и комбайны. Растет скорость проходки и объемы добычи, снижается себестоимость угля. Основным его потребителем остается энергетика – 65,3%. На втором месте металлургические заводы – 7,3%. Примерно такое же количество угля идет на вывоз – 7,8%.


08. Вот непонятно откуда взявшийся думпкар. Рельсов рядом нет, сам наверно, пришел.


09.


10. Сверху лежит платформа, излюбленное место всех местных фотографов, снимающих перекошенную платформу на фоне города.


11. Под платформой увидели вот такую норку. И конечно же в нее заглянули.


12. Норкой оказались останки галереи по которой передвигали вагонетки с углем еще во времена канатной откатки. Канат (слева) до сих пор лежит на своем месте.


13. У стены остался какой-то пульт управления с остатками концевых выключателей и звонком громкого боя.


14. Так уж у нас заведено, что историю изучают по фотографиям, книгам и музейным документам, а не по сохраненным реликвиям и артефактам. Примеров тому множество. И шахтный комплекс горы Шмидта – один из них. За 40 лет запустения строения сильно обветшали, многие из них частично или полностью разрушены. Да и сама гора с каждым годом стремится «поглотить» все больше и больше – стены помещений не выдерживают и проседают под тяжестью надвигающейся породы.


15. Не только время способствует разрушению – незарастающая «народная тропа» ведет сюда и мальчишек, желающих забраться на окутанную мифами гору Шмидта, и разномастных вандалов да охотников за цветным металлом.


16. А в 1966 году на смену углю на комбинат пришел газ. Более дешевое топливо, обладающее к тому же большей теплоотдачей. С этого года начался закат угольной эпохи.


17.


18. В июне 1970 года газ Мессояхи подали на медный завод, затем на никелевый, позднее – в Талнах. На предприятиях комбината и в городе проводились «антиугольные субботники», во время которых вывозили горы накопившейся угольной пыли. Рассказывают, что только в плавильном цехе никелевого завода угольные насыпи были такими огромными, что с их вершин крановщики спокойно садились в кабины кранов.


19. Эстакада на горном склоне это остатки уникального сооружения - эстакады узкоколейной железной дороги. Эстакада построена полностью из дерева и конечно же ручным трудом заключенных Норильлага. Она бы до сих пор стояла бы, но благодаря нечеловеческим усилиям местных вандалов она была сожжена.


20. А мы тем временем подошли к остаткам лагпункта "Нагорный". Столбики и островки травы точно указывают на расположение периметров и тех мест, где стояли здания.


21. Каждую весну и начало лета ярчайшее зеленое пятно травы на склоне пустых горных склонов напоминает от том, что тут когда-то стоял лагерный пункт.


22.


23.


24.


24а. Единственное фото, что мне удалось найти, снято со склона горы Рудной в 1947 году. Очень хорошо видны бараки. На склонах горы в то время еще виден лес.


В своих воспоминаниях этот лагпункт описывает Ефросинья Керсновская, зайдите сюда почитайте, очень интересно.

25. Возможно по этим ступеням сотни заключенных шли на свою смену в шахту.


26. Давайте снова обратим своё внимание к делам нашим шахтным. Шахта всегда была хорошо оснащена. Проходку вели как ручными пневматическими отбойными молотками, так и специализированными врубовыми машинами. Это одна из первых шахт, где применили канатную откатку.
Перед вами канатный барабан.


27. Около галерей полно всякого технического мусора. Тут вам и остатки рельс.


28. И конвейерный ролик.


29. Бур. Этими бурами бурили шпуры для закладки взрывчатки.


30. Вот так они и торчат, обозревая окрестности города.


31. Остатки снегозадерживающих заборов, которые вы видели в предыдущем репортаже.


32. На склоне горы виднеются арочные своды устья шахты.


33. Эстакада железной дороги. Тянется до шахт № 11 и 13. Если мне летом удастся туда попасть я сделаю об этом сооружении репортаж, материал по строительству и устройству эстакады у меня уже есть.


34.


35. На широком отвале породы в 1951 году построена общая котельная шахт №13 и 15. Уголь к ней подвозился в вагонетках прямо из шахты по отдельному пути.


36. По середине между шахтами 13 и 15 притаилась вентиляторная с характерным для всех шахтных вентустановок сапогом выхода вентилятора.


36. Ну а наша прогулка тем временем заканчивается, я дошел до дороги ведущей на Норильскую обогатительную фабрику. Через нее перекинут бывший железнодорожный мост, по которому сейчас пролегают трубы.


37. А закончу я цистерной, которая уже никуда не уедет. Хоть она и не относится к теме репортажа.


В июле 1970 года закрылся «Угольный ручей». Спустя полгода прекратила свою работу и шахта №15 «Норильская». К 1974 году все оборудование было демонтировано, штольни замурованы, а шахта окончательно закрылась.

Источник правильно сложенных букв:
Закрыта и забыта? Газета Заполярный вестник 15 декабря 2009 года



promo ru_abandoned march 14, 2013 09:40 21
Buy for 500 tokens
Привет, сталкеры :))) Как ваши дела? Решил включить здесь промо-блок, чтобы вы могли рекламировать свои журналы. Стоит копейки, а сколько удовольствия! Ну, и раз пошла такая пьянка - добавляйте в друзья наших дорогих смотрителей: zizis и relax_action, они клёвые! Ну и…

  • 1
"К 1974 году все оборудование было демонтировано, штольни замурованы, а шахта окончательно закрылась."
Хм, а на думпкаре надпись "Построен 2-3-87 з-д Засталь Польша". Или неверно цифры разобрал?

Цифры разобраны верно. Для меня так и осталось загадкой, как этот думпкар там оказался.

Вспомнил подобную загадку. В середине 80-х ездил в Крым в трудовой лагерь. Так вот, где-то между Терновкой и Севастополем на чьем-то участке увидел в качестве сарая снятый с тележек вагон метро типа "Д". Как он там оказался - совершенно непонятно, ведь метрополитена нет даже в Симферополе...

Пожалуйста :)

Спасибо за ссылку о Керсновской - очень интересно.

Вот по этому и дал ссылочку, что было очень интересно прочитать воспоминания участника событий.

Очень познавательно, спасибо огромное!

Пожалуйста, за описательную часть благодарность авторам статьи, моё дело маленькое, всего-лишь фотосъемка :)

Очень интересно.спасибо

А почему трава зеленеет именно там, где лагерь был?

Осмелюсь предположить, что место где был лагпункт сильно удобрено следами человеческой жизнедеятельности. Такая же картина на месте бывшего лагеря "Барьерный", что в окрестностях Никелевого завода, там тоже буйство зелени и ромашковые поля среди безжизненных скал.

Судя по всему так и есть:
"Вначале весь Норильск состоял из лагерей. По мере того как увеличивалось количество вольнонаемных (главным образом за счет отбывших уже наказание «заполярных казаков»), лагеря перемещались на периферию, а бараки – большие сараи из бутового камня – превращались в общежития. Населяющие их люди – и семейные, и одинокие – безобразно загаживали территорию. Канализации не было, уборная – одна на несколько бараков, и все нечистоты выливали прямо с крыльца." (Керсновская)

Может еще потому, что, где человек - там и грязь (обычная жидкая под ногами), есть где семенам укореняться, в отличии от камня.

Интересные места!

Доброго времени суток. Посмотрел многие твои фоторепортажи. Классно, аж прослезился- ностальгия обуяла. Дело в том, что заносила меня судьба в НПР, работал я здесь в командировках с 2001 по 2004 годы, разукрашивал ваши(хотя это не только у вас- наследие СССР) однообразные коробки, достраивал ваш автовокзал.На твоих фото я увидел знакомые места, дома, которые делал и в которых жил. Странный у вас город, несмотря на суровую природу, лунные урбанистические пейзажи(хотя есть и красивейшие места-озеро Лама, окрестности Талнаха он притягивает к себе своей суровостью и своеобразием. Сколько раз уезжая из Норильска говорил себе, что больше никогда сюда ни ногой, но не проходит и 3-х месяцев и я уже соглашаюсь на командировку туда, и сейчас бы приехал(только ненадолго, но сейчас мы там не работаем). Ведь город этот такой молодой, но стакой богатой и тяжелой историей и люди у вас хорошие, душевные. И вот мне всегда хотелось также побывать и посмотреть эти исторические места,съездить на Ламу, подняться на плато Путорана, но времени как обычно в ваше короткое лето катострафически не хватает-работа. И спасибо тебе, что хоть за тысячи километров и на фото а не вживую, но что-то я все-таки повидал из того что не смог увидеть лично. Счастья, здоровья, может скоро к вам опять нагряну

Спасибо! Очень рад, что мои репортажи вызывают бурю положительных эмоций. В основном сильно ностальгируют бывшие Норильчане. А чтобы человек, бывший здесь наездами влюбился в город, это впервые. Для этого и веду блог, чтобы хоть как-то представить Норильск в интернете. Хотя понимаю, что показываю его со стороны не очень хорошей, но она есть и её не убрать, не отвернуться. Это тоже надо показывать. А на Ламу или Глубокое сам мечтаю поехать. Прошлым летом поездка сорвалась.
А какие дома красил? На каких объектах еще работал. Я сейчас готовлю посты по улицам Орджоникидзе, Красноярской. На праздниках отснял Ленинский проспект от въезда до городской администрации. В этом году сделали красивую подсветку, такого вообще в городе никогда не было. Вот пока горят все лампы я решил это запечатлеть. Репортаж скоро будет в моем журлике, может еще увидишь дома на которых работал.
Еще раз спасибо. Приятно читать такие отзывы.

Сибиряк

(Anonymous)
Сибиряк. Спасибо огромное. Отличный репортаж. Я вырос в Норильске. Так хотелось посмотреть на всю старину.

Рад видеть земляков, заходите ко мне в журлик, я там не только ужасы публикую, есть и красивости, уже вторую неделю как выкладываю посты с улицами города.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account